В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности.
Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная.
Так же важным вариантом представления агрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной.
О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной поставленной задачей субъекта является причинение вреда, страданий жертве.
Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
Основываясь на этих позициях можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрении агрессивности:
1) антиагрессивность – негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;
2) интенсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда.
3) агрессивность недифференцированная – несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах но любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;
4) агрессивность локальная или импульсивная, – агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т.п.) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;
5) агрессивность враждебная – устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит. В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;
6) инструментальная агрессия – для достижения какой-либо значимой ц примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.
Г.Э. Бреслав выявил следующую классификацию видов агрессии:
Разделение по направленности на объект |
Гетероагрессия – направленность на окружающих: нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. |
Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. | |
Разделение по причине появления |
Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт.). |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов | |
Разделение по целенаправленности |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. |
Целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр. | |
Разделение по открытости проявлений |
Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. | |
Разделение по форме проявлений |
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. |
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. |
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. |
Полезная информация:
Методика обследования произвольной моторики
пальцев рук
Исследование статической координации движений Задание 1: «Второй и пятый пальцы выпрямить, остальные собрать в кулак, удержать позу под счёт 1-15 на правой, левой и обеих руках». Задание 2: «Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счёт (1 -15) в той же последователь ...
Условия воспитания дошкольника в труде
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно - бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходи ...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего
школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, психологом, а так же с родителями. Поэтому за разработку и дальнейшую коррекционную работу с детьми были ответс ...