В условиях модернизации современного образования проблема активизации экологического образования по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей учащихся выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:
Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.
Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.
После получения результатов констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью повышения экологического образования младших школьников посредством использования игр на уроках окружающего мира.
Задачи формирующего эксперимента:
Способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;
Формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом;
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений.
- формирование стремления активно содействовать защите окружающей среды, которое невозможно без экологических знаний;
Субъективное отношение ребенка к природе можно охарактеризовать следующими показателями:
широта отношения к природе – отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одним животным или растением(небольшая широта субъективного отношения) или со многими (значительная широта субъективного отношения);
доминантность отношения к природе - показывает место отношения ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребенка, чем более высокое место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантнее;
устойчивость отношения к природе - характеризует стабильность субъективного отношения ребенка к объектам природы во времени (отношение к природе остается доминантным на протяжении длительного времени -высокая устойчивость);
осознанность отношения к природе - выражает степень осознанности ребенком своей привязанности к объектам природы;
Полезная информация:
Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...
Рекомендации по усовершенствованию сервисной деятельности Центра
Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Центр Развития Ребенка «ЛИМПИК» в Новом Оккервиле осуществляет свою работу второй год. На сегодняшний день в системе работы центра есть ряд проблем, на устранение которых руководители центра прикладывают все усилия. Мы стремимся быть первыми. Первыми - значит лучшими, лучшими- качественными. На мой ...
Пути и средства повышения уровня воспитания личности в образовательном
процессе по предмету "Технология"
Технология – предмет многогранный. И в отличие от других учебных предметов, за последние несколько лет претерпела много изменений. В привычное содержание образования по трудовому обучению, помимо прочих изменений, включены новые разделы или; как называют их технологи, новые модели. Одним из них явл ...