интенсивность отношения к природе - характеризует различную силу проявления отношения ребенка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком (низкий уровень интенсивности), другой старается собрать о нем информацию, третий старается его вырастить(высокий уровень интенсивности).
Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний учащихся нами разработана конкретная методика использования игр в учебном процессе. Были разработаны конкретные методики. Приведем примеры уроков природоведения. Мы разработали и провели вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры - игры-путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных группах (в рамках начальной школы), создавая реальные условия повышения эффективности работы учителей начальных классов и удобства младшим школьникам для восприятия необходимого дидактического материала.
Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая план путешествия в рамках урока обобщения по природоведению.
I тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в соответствии с темой «Зима».
Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру, действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного поиска правильных решений в данной ситуации.
Краткое описание:
Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.
В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые, сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну, путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах, учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой, сообразительность, находчивость.
Так же нами проводились игры «Охрана природы» и «Бюро погоды».
Цель данных игр вспомнить об основных правилах поведения в лесу, то есть об экологии в наше время.
«Грибная полянка»
Цель данной игры: Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Интеллектуально - развлекательная игра по экологии
Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий человека мир природы; показать детям, что человек - работник в царстве природы; учить детей выполнять законы природы, показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы. Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром.
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Полезная информация:
Методика работы над театральными этюдами
Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением. Если за этюдом стоят живые наблюдения, но в нем нет процесса рождения, развития и завершения факта, то это не этюд. Этюд – событийный эпизод, как и всякий жизненный факт, возник, развился, исчерпался. Это своеобразная формула ж ...
Прагматическая педагогика Джона Дьюи
Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma—дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом ...
Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...