Говоря о воспитании, следует прежде всего определиться, что же является его целью? «Знать цель воспитания, значит, уяснить философскую сторону вопроса, которая при том или ином разрешении может коренным образом изменить постановку воспитания. В соответствии с этой целью мы будем вести воспитательный процесс в том или ином направлении. Не сознавая цели воспитания, нельзя и воспитывать». В педагогической системе вопрос о цели воспитания является главным. Если предметом науки воспитания является усовершенствование сил, как физических, так и нравственных, то целью является пробуждение в ребенке дремлющих способностей, укрепляя их упражнениями, частью предохраняя от повреждения, а частью исправляя поврежденное, и все силы привести в такое взаимное подчинение, чтобы они все содействовали достижению назначения воспитанника, как временного, так и вечного. Воспитание есть приведение человека к той цели, к которой предназначил его Господь. Из Священно Писания мы узнаем о том, что человек был сотворен по образу Божьему, и главное назначение человека состоит в том, чтобы в продолжение земной жизни он стремился уподобиться своему Творцу, а в будущей жизни навеки соединился с Ним. Эту цель всегда необходимо иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней мы должны возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать. Результат воспитания должен быть таков, чтобы ребенок самостоятельно смог достигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он должен возрастать для общественной деятельности, к которой Бог призывает его, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды. По мысли протоиерея Василия Зеньковского, воспитывая ребенка воспитателю необходимо перед собой ставить две переплетенные между собой задачи. Прежде всего ребенок должен быть подготовлен к вечной жизни, чтобы его земная жизнь не была похоже на жизнь неверующих людей в ее худших проявлениях безбожия и отрицания вечной жизни, а смерть трагедией, завершающей его бездуховное существования. Нужно приложить максимум усилий, чтобы в земные дни спасти человека от падений, и попытаться развить в нем то, что никогда не утеряется в вечности. В этом одна сторона воспитания, и поэтому развить внутреннего человека – главная цель работы педагога. Не менее значимой является и другая сторона воспитания, задача которой подготовить ребенка к жизни временной, земной, так как через эту жизнь мы не только можем приобрести вечность, но и можем ее потерять. Чтобы сподобиться вечности, необходимо достойно прожить временную жизнь, так как она является ступенью для жизни вечной, и как человек проживет земную жизнь, так она и отзовется у него в вечности. Поэтому задача воспитания должна быть поставлена таким образом, чтобы основным в жизни было устремление к небу, а не к земле. Человек тем и отличен от других творений, что он не только принадлежит земле, но призван Богом подыматься над ней.
Другой православный философ Иван Ильин цель воспитания видел в пробуждении духовного начала в детском инстинкте, приучая его к чувству ответственности, укрепляя предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни. Иван Ильин под инстинктом понимал природные силы, которые развиваются в ребенке, а точнее сказать, под инстинктом понимался сам природный источник развития. Философ писал: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе, и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями и страстями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью». По мнению Ильина, воспитание не должно сводиться к словесной проповеди и нотациям, а должно сообщить ребенку новый способ жизни. Основную задачу он видел не в наполнении памяти новой информацией и не в образовании «интеллекта», а в умении зажечь сердце.
Полезная информация:
Состояние функции словообразования
При обследовании функции словообразования мы выделили 4 группы по степени сформированности функции. Первая группа со степенью сформированности выше среднего (2,9- 2,7 б.) – 2 чел. Детьми допущены ошибки при образовании имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) ...
Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...
Сопоставление письменной речи глухих и слышащих
школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...