Примерно в этот же период времени проблеме воспитания сострадательной личности уделял внимание Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог и психолог. Он отмечал, что уже с дошкольного возраста необходимо обращать внимание детей на эмоциональное состояние окружающих, учить их видеть, когда ближнему причиняется боль, когда он находится в печали, когда страдает. Сухомлинский подчеркивал, что постижение мира у ребенка должно организовываться как открытие душевного мира человека: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека». Педагог отмечает, что расцвет духовных потребностей личности невозможен без деятельного соучастия в судьбе окружающих, сострадания к чужой беде, наслаждения чужой радостью. Он акцентирует внимание на том, что душевная красота невозможна без подлинной теплоты сердца, которой один человек должен согревать другого.
В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей, ценную роль могут сыграть идеи педагогики и психологии ненасилия, которая решает задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка. Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Доктор педагогических наук Ситаров Вячеслав Алексеевич считает необходимым воспитание таких личностных качеств у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди интегральных качеств и характеристик личности для детей исследователь выделяет миролюбие и терпимость. Милосердие взаимосвязано с данными характеристиками, так как предполагает разрешение конфликтов на основе усвоения идей ненасилия, способность позитивно разрешать проблемные ситуации, проявлять терпимость к окружающим.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном материале можно сделать вывод, что проблема воспитания по истине милосердной личности, способной воспринять обиды и боль окружающих, как свои собственные, давно волновала, как мыслителей прошлого, так и поколение современных психологов и педагогов.
Полезная информация:
Духовность как основа личности
До недавнего времени вера и знание, наука и религия воспринимались в нашем обществе как антагонистические по своей сути феномены. Однако "законы марксистско-ленинской логики" уходят в прошлое, уступая место вдумчивому философско-педагогическому анализу проблематики, затрагивающей корен ...
Актуализация познавательной деятельности учащихся
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием служит действ ...
Основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения
Метод наблюдения – базовый и старейший метод исследования в психологии. По Мещерякову Б.Г., наблюдение – «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования». Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получен ...