О проблемы воспитания милосердия у детей

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » О проблемы воспитания милосердия у детей

Страница 2

Особое внимание следует уделить одному из самых красочных произведений древнерусской литературы «Слово о законе и благодати», которое было написано Иларионом, первым русским митрополитом, в котором он восхваляет дела милосердия великого русского князя Владимира. Автор произведения характеризуя князя пишет: «как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Кто расскажет о многих твоих ночных милостях и дневных щедротах, которые убогим творил (ты), сирым, болящим, должникам, вдовам и всем просящим милости. Ибо слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: «Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: грехи твои милостями очисти и неправды твои – щедротами нищим». То, что слышал ты, о пречестный. не для слуха оставил, но делом исполнил сказанное: просящим подавал. нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников выкупал, рабам свободу давал. Ведь твои щедроты и милости и ныне среди людей поминаются, паче же пред Богом и ангелами Его».

В 16 веке появляется сборник правил, советов и наставлений, который включал в себя вопросы разного содержания, начиная от общественных и бытовых, заканчивая вопросами религиозного характера. Речь идет о произведении «Домострой», в котором так же отражается интерес к проблеме воспитания милосердия. В данном литературном памятнике выражается идеал средневекового воспитания и быта на Руси. Основываясь на принципах авторитарного воспитания, от детей требовалось полное подчинение старшим, почитание своих родителей, почтительность к взрослым. Особо место отводится милосердию, под которым в первую очередь понималось умение заботиться о малоимущих и нуждающихся: «в монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение». Милосердие рассматривалось и как жалость к старикам и детям, способность прощать обиды, не осуждать согрешивших. В «Домострое» милосердие, как и покаяние рекомендуется, как средство врачевания: «если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем».

Таким образом мы видим, что в дошедших до нас памятниках древнерусской литературы глубоко отражается проблема духовно-нравственного становления личности, где милосердие рассматривается, как одна из ведущих добродетелей, имеющая в своем основании Христову Заповедь: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36). Человек достоин милосердия, кем бы он ни был: богатым князем или безвестным молодцем, дошедшим до последних пределов падения. Дела милосердия, сострадание к людям и душевная щедрость в памятниках древнерусского слова представлены не как единичные и труднодостижимые поступки нравственного совершенствования, а реальные и необходимые дела в обыденной жизни людей, соблюдающих Богом данные заповеди.

В 19 веке ценный материал по проблеме нравственного становления личности, воспитания добра и человеколюбия в детях содержит педагогическое наследие Никлая Ивановича Пирогова, известного русского хирурга и педагога. По его убеждению, задача нравственного воспитания в детском возрасте заключается в том, чтобы все то доброе, что есть в детской природе обратить в сознательное стремление к добру и правде. В основе нравственного воспитания детей по его мнению должно лежать ясное понимание того, что наличие добра, как и наличие зла, изначально существуют в каждом человеке. Двойственность нашей духовной природы обнаруживается с раннего детства. Но ребенок живет в собственном мире, созданном им самим, и поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести ребенка из его атмосферы, в атмосферу взрослых. Николай Иванович считает необходимым оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность; вести ребенка, по мере созревания, на путь самопознания и внутренней борьбы; сообщать смысл заповедей и мысль о том, что существует вечность.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представ ...

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru