Сущность понятия «милосердие»

Страница 3

Теперь необходимо рассмотреть, какое значение предается милосердию в Священном писание, и как объясняется оно в святоотеческой литературе. В Библии милосердию уделяется особое значение. Господь говорит: «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42); «Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6, 35); Благотворения не забывайте, пишет святой апостол Павел в послании к евреям. (Евр. 13, 16); Раздели с голодным хлеб твой, — говорит пророк Исаия, — и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его (Ис. 58, 7); «Благотворящий бедному дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17); «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

Основанием христианского милосердия всегда являлась любовь, к которой Христос призывает всех на протяжении более чем двух тысяч лет. Так как именно любовь учит радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Любовь научает человека радоваться благополучию ближнего, как своему собственному, и чувствовать его несчастье, как свои собственные. Это тот путь, который сам собой ведет человека к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике, так и в любви, улови только ее начало, и она станет твоим проводником. Милосердие является высшей степенью действенной любви. Любовь, как основа и движущая сила любой добродетели, а милосердие являющейся высшей из них, всегда и во все времена будет актуально, не требуя при этом каких-то особых условий для реализации, но лишь движение души и сердца. К милосердию способно «милое», то есть милующее сердце, забывающее зло, обиду, неудобство, вражду, сердце сострадательное, состраждущее. Христианин должен быть милосердным всегда, и ко всем людям: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36), и в другом месте говорится: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Один инок в своем дневнике о Божественном милосердии писал: «Милосердие Божие к нам столь велико и превышает всякие заслуги наши, что предъявлять на него права не может никакая святость и достоинство. Отсюда же само собою ясно и то, что никакое истинно доброе дело не забудется у Бога, но непременно принесет творящему оное плод сторицею». Слово Господне призывает наши сердца исполниться милости. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). В этом сущность христианства: любовь – его бытие, свобода – его дар, милость – его содержание. Евангельскому представлению о милости присуща совершенно особая глубина, всеобъемлемость, многогранность – при приятии сей добродетели как дара Свыше и при посвящении ее Господу. В самый трудный период в истории церкви, когда волна гонений захлестывала всех последователей Христовой веры, и по милосердию Божьему мученичество стало удобнейшим средством спасти свою бессмертную душу, священномученик Киприан, епископ Карфагенский в это же время гонений о милосердии писал: «Милосердие – торжество ангелов, победа над диаволом, уподобление Отцу Небесному. Оно без мученичества доставляет венец славы». Милосердие не только душеспасительное делание, но и истинный путь подражания Господу, где нет различий нуждающихся в возрасте, национальности и религиозной принадлежности, но есть лишь одно искреннее желание отдать всего себя тому, кто имеет в этом нужду.

Милосердие является добродетелью, которое ставится выше самого девства и поста. (Мф. 25, 1-13; 34-40). Святитель Иоанн Златоуст, возглавляя Константинопольскую кафедру, и видя всю безнравственную жизнь столичной знати, с особой возвышенностью пишет о милосердии и ее необходимости: «Милосердие и сострадание – вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего. Не сказал Господь: если станете поститься, то будете подобны Отцу вашему. Не сказал: если станете соблюдать девство или станете молиться, то будете подобны Отцу вашему. Все это не относится к Богу, и Бог не делает ничего такого. Но что? Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36) . Это – дело Божие». Ибо пост, девство, молитва и другие христианские добродетели есть выражение нашего благоговения перед Богом. Так как мы много согрешаем перед Ним и являемся должниками, не имеющими чем воздать нашему Благодетелю и Господину, но только лишь можем молить Его о снисхождении и помиловании нас, то как говорит Тихон Задонский: «С какою надеждою будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей? Как скажешь: «Господи помилуй», когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочими в церкви: «подай, Господи», когда сам не подаешь нуждающимся, а можешь подать? Какими устами скажешь: «Услыши мя, Господи», когда сам не слышишь бедного, или вернее — в бедном Самого Христа, вопиющего к тебе? С каким упованием прострешь свои руки к твоему Создателю, когда сам подобного себе, простирающего руки, отвращаешься? Итак, милости Божией к себе ищи милостями к ближним. По Христову обещанию “милостивые помилованы будут» (Мф. 5, 7). Суд же без милости не сотворившему милости (Иак. 2, 13)». Истинное проявление милосердия тем и отличается, что за дела милости, человек проявляющий ее, прежде всего стремится подражать Спасителю в Его главном проявлении всепрощающей любви ко всем и во всём, изливая её даже на тех, кто по мнению обывателя подобного не заслуживает, учась быть снисходительными к человеческим немощам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; заклады ...

Развитие рефлексии преподавателей в ОДИ
Для нашей работы представляет интерес изучение потенциальных возможностей ОДИ как одной из форм повышения квалификации преподавателей, при этом развитие рефлексии через ОДИ рассматривается как фактор развития педагогического мастерства. Процесс повышения квалификации преподавателей в активных форма ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного м ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru