Сущность понятия «милосердие»

Страница 4

Святоотеческая мысль и вся история христианского подвижничества и церковной благотворительности, как на Востоке, так и Западе свидетельствуют о глубоком осознании Церковью неотъемлемой для христианской жизни ценности милосердия. Она всегда рассматривала милосердие как жизненно-необходимую добродетель, которая в своем основании имеет Божественную Любовь. Один из выдающихся мыслителей 20 века, сербский святитель Николай (Велимирович) в своих проповедях с особой глубиной описывал всю важность и значимость милосердия в деле спасения человека. Он говорил, что в милосердие в христианстве намного больше жалости, которую мудрецы Индии проповедовали как величайшую добродетель. Ведь можно пожалеть и пройти мимо, а милосердный пожалеет и поможет. Милосердие больше прощения обид. Ведь простить обиду – половина пути к Богу, а сотворить дело милосердия – вторая половина этого пути. Оно больше земной справедливости. Закон без милосердия не может поддержать существующее, в то время как милосердие создает в мире новое и великое. Поэтому людям лучше с детства упражняться в познании сладости милосердия, чем в познании терпкости закона. Ведь закону человек может обучиться всегда, но если сердце у него отвердеет, то обратиться и стать милосердным будет очень трудно. Христос сперва явил милость, а затем принес жертву. Его приход в мир в теле человеческом, есть величайшая милость из всех дел милосердия, а Его Крестная Жертва – величайшая из всех жертв от начала и до конца мира. Научаясь милосердию человек принимает на себя способность не только искреннего сопереживания, открытости сердца, но и способности облегчить тяжесть боли, проблем ближнего, взять часть их на себя. Высшим же проявлением милосердия всегда являлась любовь к врагам, та любовь, которую проповедовал Христос: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 35-36). Эта та вершина, на которую Господь хочет поднять человека. Это учение, до Христа не слыханное и никем не проповеданное. Это то сияние человеческого достоинства, которое даже не снилось величайшим мудрецам и проповедникам в истории человечества. «Если мы любим любящих нас, то мы торговцы, производящие обмен. Если мы творим добро только своим благодетелям, то мы должники, отдающие свой долг. А милосердие – не добродетель, которая отдает долги, но добродетель, которая постоянно дает в долг. И любовь есть добродетель, постоянно дающая в долг и не ожидающая возврата». Святой Праведный Иоанн Кронштадский говорил, что истинной милостыней может быть только та, которую человек подает от чистого и любящего сердца. Истинно милостивым может считаться только тот, кто беседует со своим ближним сердечно, а не только умом или устами, кто готов отдать ближнему свое сердце, кто проповедует слово Божие и служит истинными намереньями, нелицемерно, словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, – тот только может именоваться истинно милостивым.

В христианстве милосердие становится новым краеугольным камнем родства, который установил Христос между людьми, и без которого человек не может спастись. Особое значение милосердия в жизни людей обусловлено еще и тем фактором, что Господь будет вершить Свой Страшный Суд по признакам проявления человеком дел милосердия и любви. Святитель Тихон Задонский пишет: «Богатство, на прихоти и роскоши истраченное, погибает и истратившего в погибель ввергает. А богатство, в руки нищих и убогих, ради имени Христова вложенное, сохраняется, и намного лучшее и с великим прибытком возвращается. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Окаянные немилостивые лишатся милости, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). Тогда милостивые, сотворившие дела милости, услышат от Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». А немилостивые, любящие роскошь и гуляки, расточившие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строители неверные, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня» (Мф.25, 34-43)». Исходя из этого можно сказать о том, что тот, кто творил дела милосердия, никогда не останется в долгу перед Богом, но делами любви продолжит истинную милость, начавшую истоки от самого Господа, подарившего нам жизнь вечную ценой своей смерти, и какой мерой платят люди за эту милость во временной жизни, такой и будут судиться на пути к жизни вечной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла выск ...

Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики
Идея профильной дифференциации обучения прослеживается в отечественной педагогике практически с начала введения массовых форм обучения, т.е., уже с первой трети XVIII в. Однако первоначально профильно-дифференцированный подход выступал в форме учёта индивидуальных ("профильных") особеннос ...

Психологические особенности усвоения дробей
Однако, несмотря на то, что трудности, возникающие перед учащимися при изучении дробей, общеизвестны, в психологической литературе вопрос об усвоении этого раздела арифметики до сих пор не получил достаточного освещения. Трудности усвоения школьниками операций с дробями объясняются, например, тем, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru