Один из важнейших элементов методики преподавания данного урока – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения учитель может помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.
В своих изделиях ученик изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Со временем ребенок выражает в изделии более развитый взгляд на окружающий мир, придавая ему все большее правдоподобие, делая его более точным, реалистичным и выразительным. Еще одним таким примером служит проектная деятельность учащихся.
Ученики 8-х классов изучают раздел «Вышивка» по школьной программе в течение первого полугодия. После изучения основного блока (цветоведение, композиция, виды швов, подбор материала и инструментов, оформления) они выполняют творческое задание в форме проекта.
Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего результата по мере своих сил.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Во время работы над проектом учащиеся образуют группу с едиными целями, задачами. Немаловажно, что все проекты, созданные во время работы, будут представлены широкой аудитории учащихся. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Тематика проекта выбирается по желанию учащихся, но может быть предложена и учителем. В любом случае перед каждым из участников проекта встают следующие проблемы,
– где получит информацию о проектах;
– как выбрать модель, конструкцию изделия;
– как разработать технологический процесс изготовления изделия;
– как произвести экономический расчет изделия;
– как оформить отчет по проекту и т.д.
В ходе выполнения творческого проекта учащиеся познакомились с видами вышивки, с использованием основных и вспомогательных материалов, для оформления изделия. Для каждого вида вышивки составлены технологические карты, подобраны инструменты и основные и вспомогательные материалы. На обсуждении было решено, как оформить дидактический материал, выработаны правила оформления, с учетом требований дизайна. Теоретическая часть представлена в виде «Пояснительной записки к проекту». Пояснительная записка снабжена «Приложением», в котором представлены в виде эскизов, образцов, рисунков, схем для вышивания. В процессе выполнения творческого проекта учащимся приходится пользоваться знаниями многих школьных дисциплин: математикой, физикой, химией, географией, биологией, рисованием, черчением и многими другими знаниями, которые они узнают из «Технологии». Технологическое обучение опирается на межпредметные знания: из антропометрии – измерение человеческого тела и его частей при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам и форме человека; из безопасности жизнедеятельности – система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене, и т.д.; из биологии – строение тела человека, особенности его телодвижений; из географии – климатические условия в различных регионах, пределы температуры в данном климатическом регионе; из истории костюма – сведения об истории развития, видоизменений определенных видов одежды; из математики – расчет формул для построения выкроек, расчет расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и многие другие.
Полезная информация:
Возрастные особенности памяти
Несомненно, что в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в младенчестве и раннем детском возрасте, когда ребёнок должен запомнить огромное количество событий и впечатлений. Самые ранние проявления памяти выступают ...
Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в
начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...
Сравнительный анализ нарушений речи у детей детского дома и детей,
обучающихся в общеобразовательной школе
Анализ результатов исследования состояния устной речи воспитанников детского дома младшего школьного возраста позволил выявить большую распространенность нарушений речевого развития у этой категории детей (Таблицы 1, 2). Нарушения речи учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского ...