Клетки головного мозга отличаются особенно интенсивным функционированием. Поэтому потребность в кислороде у них значительно выше, чем у других клеток организма. Так, мозг поглощает 20% всего кислорода, потребляемого человеком в покое (вес мозга составляет около 2,5% веса тела) . При снижении содержания кислорода в помещении до 13% вместо обычных 21% число ошибок при умственной работе возрастает на 45,2%. Кроме того, в аудиториях, читальных залах помимо уменьшения процентного содержания кислорода при большом количестве людей скапливаются аммиак, сероводород и другие вредные соединения. Все это отрицательно сказывается на продуктивности умственной работы. Поэтому одним из важных гигиенических правил умственного труда считается регулярное проветривание помещения .
Опираясь на анализ научно-методической литературы материала представленного в курсовой работе, мы можем сделать следующие выводы:
1. Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга.
2. Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже отрицалось, в третьих отмечалась независимость их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития.
3. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
4. Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов.
Также для активизации умственной деятельности учащихся в процессе ФКиС важно:
обеспечивать проведение занятий в условиях, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движений;
давать учащимся информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажение при передаче и восприятии
соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величина изображения в зависимости от размеров аудитории;
полностью использовать возможности устной речи, как средство управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;
учитывать эмоциональный фактор, за счет которого интеллектуальность труда значительно возрастает;
использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
напоминать учащимся о важности соблюдения режима дня.
Полезная информация:
Внедрение новых информационных технологий в
процессе изучения иностранных языков
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании ин ...
Размер выборки
Чтобы полностью определить схему выборки, надо договориться о том, сколько человек следует опросить или сколько произвести измерений. Учащимся надо объяснить, что идеальным будет охват исследованиями всех объектов совокупности, если это возможно. Поскольку же это возможно далеко не всегда, особенно ...
Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...