Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста

Образование и воспитание » Анализ специфики усвоения лексической сочетаемости слов дошкольниками с системными нарушениями речи » Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста

Страница 1

Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны между собой. Речь является и полиморфной деятельностью: в форме внешней речи, в форме внутренней речи, в форме слова, в форме письменной, графической речи. Ее психологический анализ приводит к различению в ней двух сторон: физической и семантической.

Процесс развития речи не есть прямой количественный процесс, выражающийся лишь в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но это есть сложный процесс качественных изменений,, который охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. Главное содержание процесса развития речи и составляет развитие ее семантической стороны, связанное с развитием мышления и сознания ребенка в целом, В процессе психологического развития ребенка меняется значение слова, т.е. то обобщение, носителем которого оно является. За развитием значений лежит реальное развитие мышления. В онтогенезе предметно отнесенные слова возникают, по нашему предположению, в силу того, что на известной ступени развития ребенка объекты внешней действительности начинают выступать перед ним не как инстинктивные, не как природа, к которой ребенок относится непосредственно, но как опосредствующие его "естественные" отношения; тем самым впервые становиться для него возможным и речевое общение в его человеческих формах. Историческая природа психики ребенка заключается в том, что его отношение к природе является общественно и предметно-опосредствованным.

Значение выступает в своей двойственности. За значением слова открывается нам обобщение как образ действительности и обобщение как деятельность, как система психологических операций. Они не совпадают друг с другом, но противоположны друг другу. Значение слова и есть единство этих противоположностей.

Прогнозирование, или антиципация, носит вероятностный характер. Оно опирается на статистические соотношения в языке, на сочетаемость тех или иных языковых единиц (фонем, морфем, слов), а также на смысловой контекст, определяемый семантикой и грамматическим оформлением принятой части поступающего сообщения, содержанием предшествующего сообщения, темой разговора, обстановкой, а также позой, мимикой и жестами говорящего. Антиципация во многом определяется предшествующим жизненным опытом слушающего, всем строем его мыслей и чувств, его установкой в момент приема сообщения, требует максимального усиления встречной активности с опорой на слуховые и кинестетические речевые образы и вовлечения всей совокупности психических процессов, направленных на прогнозирование и переработку поступающей информации. Процесс восприятия речи во всей его сложности, присущей взрослому человеку со сложившейся речевой системой и достаточным умственным кругозором, является результатом длительного развития, которое начинается в раннем детстве.

Родная речь усваивается, если развивается способность понимать лексические и грамматические языковые значения, если при этом ребенок приобретает одновременно лексические и грамматические навыки. Ребенок слышит комплексы звуков и, еще не понимая смысла, произносит их; постепенно он начинает осмысливать лексические значения произносимых комплексов звуков, т.е. соотносить их с определенными явлениями действительности.

Его первые предложения - это наборы (ряды) слов. Одновременно с лексическими значениями слов ребенок усваивает и свою первую синтаксическую абстракцию: значение отношений предикативности (т. е. отношений подлежащего и сказуемого), значение утверждения или отрицания. Еще не умея выговаривать слова (не владея мускулатурой своих органов речи), пользуясь указательным жестом руки как неким "универсальным местоимением", ребенок строит свои первые предложения. Лексическое значение своих слов-предикатов ребенок может воспринимать еще как номинативное (называющее единственный предмет), но предикативное значение их он уже понял интуитивно, И это первое понимание грамматического значения — свидетельство зарождения у ребенка важнейшего компонента интеллекта мышления. Ребенок все больше чувствует обобщающий смысл употребляемых им слов. На основе понятого лексического значения слова ребенок воспринимает морфологическую абстракцию - общее значение ряда слов.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...

Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы
Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношени ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru