Методика 3. «Разбитая чашка».
Цель: исследовать особенности формирования у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина- мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка - мяч попал в чашку; следствие второго порядка - чашка разбита).
Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами.
Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?» потом ребенок рассказывает все, что произошло.
Методика 4. «Разрезные картинки».
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
Оборудование: пять сюжетно-связанных картинок.
Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.
Методика 5. «Сюжетные картинки».
Цель: предъявление сюжетных картинок направлено на выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:
А) сюжетная картинка с явным смыслом;
Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;
В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;
Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета
Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;
Е) «нелепицы».
Процедура и инструкция:
Варианты. А, Б. Ребенку пока-зывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисо-вано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросно-ответной фор-ме. Ес-ли картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ре-бенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточ-няющий или наводящий вопрос.
Варианты. В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картин-ки в случайном порядке; затем его просят установить их после-довательность и составить по ним рассказ.
Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной -- начало, на другой -- продолжение, и так до конца. Разложи все кар-тинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».
Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.
Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с неза-вершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»
Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводит-ся беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенно-го в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесо-образно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изо-бражено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»
Обработка результатов методик:
4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках, понимание нелепых ситуаций;
Полезная информация:
Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подгото ...
Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном
возрасте
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигатель ...
Роль дошкольного образовательного учреждения в
формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется до ...