Диаграммы являются важной формой коммуникации. Для научения этому виду коммуникации, нужно овладеть языком диаграмм в совершенстве, мы предлагаем несколько последовательных методических шагов, нацеленных на пополнение словарного запаса преподавателя иностранного языка, приобретение и овладение навыками как подготовительной работы с диаграммами, так и создания правильной коммуникативной ситуации и мотивации учеников для последующей аналитической работы.
Цель практической части – помочь научиться доносить до учеников любого возраста и пола свои идеи с помощью правильно выбранных диаграмм, которые будут помогать в общении с аудиторией, мотивируя ее и стимулируя различные виды памяти учащихся.
Несмотря на разнообразие графических средств, используемых в различных видах коммуникативных ситуаций на уроке иностранного языка (таблицы, схемы, графики, карты), для иллюстрации количественных соотношений применяют диаграммы.
Рассмотрим основные методические шаги по созданию информационно-емкой диаграммы:
0. Имеющиеся данные в соответствии с темой серии занятий/урока/текста/аудиотекста и т.д.
1. Формулирование идеи.
2. Определение типа сравнения данных.
3. Выбор типа диаграммы.
С помощью схемы 1 мы попробуем описать весь процесс от начала до конца.
Схема 1. Процесс выбора диаграмм.
Шаг 1. Формулирование идеи (от данных к идее). Для того, чтобы правильно выбрать тип диаграммы, мы в первую очередь должны четко сформулировать конкретную идею, которую мы хотим донести до аудитории при помощи диаграммы.
Шаг 2. Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению). Сформулированная нами идея будет обязательно заключать в себе один из пяти основных типов сравнения данных: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.
Шаг 3. Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме). Каждому типу сравнения соответствует один из пяти видов диаграмм: круговая, линейчатая или точечная диаграмма, гистограмма или график.
Рассмотрим примеры идей, связанных с данными типами сравнения. Одновременно дадим объяснения этих типов и характерные для них ключевые слова. Это необходимо для того, чтобы научиться определять, с помощью какой разновидности сравнений может быть выражена та или иная мысль.
Покомпонентное сравнение. При таком сравнении мы прежде всего показываем размер каждого компонента в процентах или в виде долей некого целого. Увидев слова «доля», «проценты от целого», «составило N%», можем быть уверены, что имеем дело с покомпонентным сравнением.
Позиционное сравнение. При данном виде сравнения мы выявляем, как объекты соотносятся друг с другом: одинаковы ли они, больше или меньше других. Ключевыми словами для позиционного сравнения являются следующие: «больше/меньше чем», «равно».
Временное сравнение – одно из наиболее распространенных. В данном случае нас интересует не размер каждой доли в сравнении с целым, не соотношение долей, а то, как они изменяются во времени – что происходит с определёнными показателями на протяжении недель, месяцев, кварталов, лет, веков: возрастают ли они, снижаются, колеблются или остаются неизменными. Здесь надо ориентироваться на глаголы: «изменяться», «снижаться», «колебаться», «снижаться», «расти», «возрастать» и тп.
Частотное сравнение помогает определить, сколько объектов попадает в определенные последовательности числовых последовательностей. Например, частотное сравнение, чтобы показать, сколько жителей города N относится к возрастной группе до 10 лет, сколько – 10-20 лет, сколько от 50 и выше.
Полезная информация:
Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов
развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...
Создание и организация новой школы
После установления в стране советской власти серьезным преобразованиям подверглись все сферы человеческой жизни. Перед педагогами встала задача воспитания нового, «советского» человека… После Октябрьской революции Российское государство приступило к созданию новой школы.9 ноября 1917 года был подпи ...
Принцип доступности
Процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Однако доступность не значит «легкость», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Доступность обучения прежде всего определяется возрастны ...