Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития

Образование и воспитание » Сенсорные системы ребенка в развитии художественного творчества » Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития

Страница 1

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправ­ленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседнев­ной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем». Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамечен­ных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.

Сенсорное воспитание на занятиях является основной формой организации детей в дидактической системе детского дошкольного учреждения. Основной задачей в этом случае выступает необходимость формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию разнообразной деятельности (в том числе рисования, конструирования, труда в природе, звукового анализа слов и т.д.) Современные программно-методические руководства уделяют значи­тельное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорно­му воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сен­сорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном коли­честве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному вос­питанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в ко­торых используют дидактические игры и упражнения со специально раз­работанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидак­тические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осущест­вляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формиро­вание сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой орга­низации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных про­цессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисова­нием, лепкой, конструированием.

Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на вне­шние свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую ока­зывается включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме того, оринтировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в зависимости от со­ответствия применяемых способов оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства применяемого способа опе­рирования.

Основная задача сенсорного воспитания де­тей дошкольного возраста - формирование у детей таких умений восприни­мать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы со­вершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового ана­лиза слова, труда в природе и т.д.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Анализ влияния оценки на эмоциональное состояние обучающихся
Для изучения влияния оценки на эмоциональное состояние школьников, было проведено тестирование среди учащихся 15–16 лет. Первый тест проводился по методике «диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения». В тестирование принимало участие 20 человек. Тест состоит из 30 пар про ...

Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников
Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубиншт ...

Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru