Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Страница 3

Определенные нарушения деятельности и общения при ДЦП способствуют своеобразному формированию личности.

Наиболее распространен диспропорциональный вариант развития личности. Проявляется в сочетании нормального интеллектуального развитие с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемости. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Длительность освоение навыков самообслуживания.

Особенности познавательной деятельности у детей с детским церебральным параличом. Нарушения наблюдаются в двигательных, речевых, сенсорных актах. Например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка удержания головы, сидения, способствуют ограничению полей зрения, что приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Обуславливают недостаточное развитие предметного восприятия, а двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

Нарушения умственной работы проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который включает повышенную истощаемость психических процессов, утомляемость, раздражительность, плаксивость, капризность. Возможны появления пониженного фона настроения и недовольство. Обычно данный синдром сочетается с повышенной чувствительностью к громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т. д. Усугубляют проявление вышеуказанных симптомов социальные факторы, особенно воспитание по типу гиперопеки. Вследствие этого происходит недоразвитие мотивационных основ психической деятельности. Проявляется астеноадинамический синдром, характеризующийся вялостью, заторможенностью, малоактивностью детей при выполнении любых видов деятельности. Такие больные с трудом выполняют задания, двигаются, говоря, наблюдается замедление мыслительных процессов.

Астеноадинамический синдром в большинстве наблюдается у детей со спастической диплегией и при атонически-астатической форме церебрального паралича. На фоне низкого мышечного тонуса отмечаются нарушения координации и равновесия.

Гиперкинетическая форма характеризуется гиперкинезами, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Церебрастенические синдромы проявляться в старшем дошкольном возрасте. В период систематических педагогических занятий. Проявляется недостаточность внимания, памяти. Наиболее четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности. Нарушения в мышлении проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления, задержка формирования слова как понятия

Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать, наблюдается задержка формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Игра в эстетическом воспитании младших школьников
Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младших школьников, в формировании его художественного вкуса, читательской самостоятельности, в развитии литературно - творческих способностей. Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, учитель стремитьс ...

Проблема развития креативности
Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит успех модернизации системы образования. Для чего очень необходимы учителю психологические знания. Ведь модернизация школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее е ...

Методики работы классного руководителя
Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя требует научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению. Деятельность по изучению учащихся. Изучение учащихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции. Пров ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru