Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

Страница 3

Определенные нарушения деятельности и общения при ДЦП способствуют своеобразному формированию личности.

Наиболее распространен диспропорциональный вариант развития личности. Проявляется в сочетании нормального интеллектуального развитие с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемости. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Длительность освоение навыков самообслуживания.

Особенности познавательной деятельности у детей с детским церебральным параличом. Нарушения наблюдаются в двигательных, речевых, сенсорных актах. Например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка удержания головы, сидения, способствуют ограничению полей зрения, что приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Обуславливают недостаточное развитие предметного восприятия, а двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

Нарушения умственной работы проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который включает повышенную истощаемость психических процессов, утомляемость, раздражительность, плаксивость, капризность. Возможны появления пониженного фона настроения и недовольство. Обычно данный синдром сочетается с повышенной чувствительностью к громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т. д. Усугубляют проявление вышеуказанных симптомов социальные факторы, особенно воспитание по типу гиперопеки. Вследствие этого происходит недоразвитие мотивационных основ психической деятельности. Проявляется астеноадинамический синдром, характеризующийся вялостью, заторможенностью, малоактивностью детей при выполнении любых видов деятельности. Такие больные с трудом выполняют задания, двигаются, говоря, наблюдается замедление мыслительных процессов.

Астеноадинамический синдром в большинстве наблюдается у детей со спастической диплегией и при атонически-астатической форме церебрального паралича. На фоне низкого мышечного тонуса отмечаются нарушения координации и равновесия.

Гиперкинетическая форма характеризуется гиперкинезами, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Церебрастенические синдромы проявляться в старшем дошкольном возрасте. В период систематических педагогических занятий. Проявляется недостаточность внимания, памяти. Наиболее четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности. Нарушения в мышлении проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления, задержка формирования слова как понятия

Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать, наблюдается задержка формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru