Р.В. Овчарова выделяет два больших этапа в формировании родительства. Первый этап относится к добрачному периоду, еще до того, как мужчина или женщина станет отцом или матерью. Здесь существует лишь его образно сконструированное содержание, которое может включать в себя «образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и др., а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом. На этом этапе закладывается сама возможность стать родителем .
С рождением собственного ребенка начинается следующий этап формирования родительства, – этап реализующегося родительства, продолжающийся в течение всей жизни человека. Факт рождения ребенка, знаменует критический период в развитии личности взрослого и его социализации, а И.В. Шаповаленко полагает, что «формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению». Вместе с тем и предшествующий его этап – это этап, когда родительство существует лишь на «теоретическом» уровне, в его ментальной репрезентации – важен для становления будущего родителя, так как фантазии, мечты, образы представления, являясь мощными мотивирующими факторами, могут предопределить его будущее «лицо». Этот этап можно условно разделить на два больших периода. Первый начинается с самого рождения и продолжается до начала пубертата. Второй приходится на позднее отрочество и продолжается в юности. Эти периоды различаются по «весу» в их формировании двух основных факторов. Первый из них можно обозначить как фактор семьи и внесемейного окружения. Если в первый период ребенок преимущественно взаимодействует с родителями и другими членами семьи, то во втором он начинает испытывать значительные влияния самого широкого круга агентов социализации. Второй фактор можно определить как фактор полового созревания. Именно на фоне полового созревания происходит становление личности ребенка и формирование его гендерной идентичности.
В подростковом возрасте и юности происходит процесс перестройки взаимоотношений ребенка с родителями, да и со взрослыми вообще. Молодые люди приступают к освоению профессии, значительно увеличивается их автономия от семьи, а с ней и мера ответственности за свою собственную судьбу. Однако в социальном плане юность все же представляет собой некое маргинальное состояние. Р.В. Овчарова полагает, что представления о родительстве юношей отличаются от представлений девушек. Так, в представлениях девушек на первых местах фигурирует любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей. В представлениях юношей на первых местах находятся проблемы обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако испытуемые не говорят о том, какие личностные качества им придется в себе развить, как нужно работать над собой. И в этом, по мнению автора, отражается узость представлений молодежи о родительстве. Оценивая брачно-семейные представления современной молодежи в целом, следует отметить в них две негативных особенности: во-первых, молодые люди разделяют и противопоставляют понятия любовь и брак, воспринимая семью как помеху своим чувствам; во-вторых, брачно-семейные представления молодежи характеризует их явная потребительская нереалистичность .
Необходимо отметить, что в установках многих молодых людей брак ассоциируется только с любовными отношениями и отвлеченной перспективой рождения ребенка, при этом молодые люди не подготовлены к выполнению всего комплекса функций, необходимых в семье. У значительной части молодых людей отсутствуют самые элементарные знания и навыки по уходу за маленькими детьми, особенно за грудными. Мало того, многие молодые мамы не умеют ухаживать за новорожденными, не могут организовать его питание, диету, ежедневного ухода и нуждаются в помощи. А.И. Воднева, обобщая результаты исследования готовности юношей и девушек к выполнению домашних обязанностей, пришла к выводу, что осознанная неподготовленность к семейной жизни и уходу за детьми и их воспитанию существует у двух третей опрошенных юношей и девушек. Кроме того, исследователи говорят о том, что репродуктивные установки подростков и юношей являются в основном продуктом стихийно сложившегося, неуправляемого процесса.
Полезная информация:
Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...
Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...
Формирующий эксперимент и его статистическая обработка
Эксперимент проводился на базе Нижнекамского муниципального института со студентами очного (6 человек) и заочного (5 человек) отделения. Для проверки остаточных знаний и получения зачета студенты очного отделения проводился по рейтингу (накопление баллов за посещаемость, активностью на уроках, напи ...