Роль сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста

Образование и воспитание » Дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни » Роль сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста

Страница 1

Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выполнения каждым ребёнком математических действий. Однако при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счёта и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникла объективная необходимость в практическом применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должно быть развёрнутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных, на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчёркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создаётся взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактических задач.

Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов. Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхождению. Но если в ролевой дошкольник осваивает смысл человеческой деятельности, то в дидактической – общественное выработанные способы умственной, поскольку внешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребёнка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребёнок сам в них включён. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой – это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической – дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.

Развитие сюжета игр исследовали Н. Михайленко, Н. Пантина. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев подчёркивал: «…Овладение ребёнком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре».

Игра, по определению психолога А. В. Запорожца, даёт возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребёнка.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом её выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребёнка к творческому труду, деятельности, жизни.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко подчёркивали значение игры как средства всестороннего развития личности. Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры в использовании счётно-измерительных умений навыков.

В детском саду накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учат реализовать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии
Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния. Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ ...

Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Ю.З. Гильбух отмечает, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее рассматриваемые в литературе. Учителя, ...

Определение публицистического стиля
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru