- Фосфор, – сказал я».
Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.
В 10 классе при изучении темы « Предельные углеводороды» зачитываю отрывок из повести Б. Васильева « А зори здесь тихие»:
«Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра».
Перед ребятами ставлю вопрос: « Какой газ явился причиной гибели Лизы?» Учащиеся легко справляются с ответом.
Многогранна тема «Вода», изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:
«… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…»
Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.
Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:
«…Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд…»
(А. Ахматова «Рыбак»)
Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.
Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды - вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.
«…Вода! . Бывало, встанешь утром рано,
И кран, с его металла белизной,
Забулькает, как соловей весной,
И долго будет течь вода из крана.
Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.
Или такие строки:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной-
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа, из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода.»
(А. Твардовский «Василий Теркин»)
Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева « Молодая гвардия». «Коммунисты-подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала».
Задаю учащимся вопрос: «На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?»
Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой « живой» и « неживой»!
«… Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода .»
(А. Ахматова из сборника « Белая стая»)
Конечно, « неживой» воды в природе нет. Эта метафора. Но до чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства воды поэтическими строками!
«… И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой…» (Леонардо да Винчи)
Полезная информация:
Разработка критериев оценки в профессиональном обучении
Оценка – это прежде всего суждение о качестве подготовленности учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов учащихся проводится преподавателем. Мастером производственного обучения, лицом контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, ...
Детство как предмет психологического исследования
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Человек, появляясь на св ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в ...