Значение образного мышления в обучении химии

Страница 1

В последнее время все чаще выдвигается тезис о необходимости реализации личностно ориентированного подхода в школьном обучении, предполагающего учет психологических ресурсов ученика. Иными словами, логика учебного процесса должна определяться не только содержанием изучаемого предмета (как проекции соответствующей области научных знаний), но и психологическими особенностями обучаемых. Главное и принципиальное противоречие современной системы образования – провозглашение высоких гуманистических целей и невозможность обеспечить достижение этих целей на практике – связано с феноменом развития мышления человека. Существенное влияние на успешность учебной деятельности школьника оказывают особенности его образного мышления.

Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. Теоретическое, в свою очередь, может быть понятийным и образным, а практическое – наглядно-образным и наглядно-действенным. Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое, абстрактное) – это такое мышление, пользуясь которым в процессе решения задачи человек не обращается непосредственно к опытному изучению действительности, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи в уме с самого начала и до самого конца, использует знания, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях.

В противоположность понятийному сам процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление – совокупность способов образного решения задачи, предполагающих зрительное наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Оно позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных соответствий между предметами и их свойствами. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памятью.

Эта форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и требуется высокая активность мозга, чтобы сформировать установки на логическое восприятие мира.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, а представления и образы, как правило, визуальные, поэтому часто этот вид мышления называют визуальным. В ходе решения задачи эти образы извлекаются человеком из долговременной памяти и мысленно преобразуются так, чтобы в новой ситуации непосредственно увидеть решение интересующей задачи. Данное мышление продолжает и завершает процесс, начатый наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. Пространственное мышление является разновидностью образного.

По степени своей сложности, по требованиям, которые перечисленные виды мышления предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все они не уступают друг другу.

Еще в 50-е годы ХХ в. психофизиологи экспериментально обнаружили функциональную асимметрию мозга. В самом общем виде гипотеза, выдвинутая в 1990-х годах. В. Ротенбергом, гласит: левое полушарие оперирует с информацией, сводящейся к однозначному контексту, – отвечает за вербальное поведение, логическое (математическое) мышление. Из всего обилия реальных и потенциальных связей левое полушарие выбирает немногие внутренне непротиворечивые, не исключающие друг друга, и на основе этих немногих связей создает однозначно понимаемый контекст, легко переводимый в слова. Однозначность обеспечивает логический анализ предметов и явлений, последовательность перехода от одного уровня рассмотрения к другому. При этом все остальные связи, способные усложнить картину, сделать ее менее определенной, безжалостно усекаются. В результате создается не картина мира, а только ее модель, однако модель, удобная в обращении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Нарушения фонетико-фонематического строя речи
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз ...

Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка
Научно исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения выдвинул требования к размещению и способам хранения средств обучения в кабинете английского языка. Такой кабинет должен быть укомплектован всеми средствами обучения, необходимыми для организации учебного процес ...

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока. Таблица 1 Примеры формирования ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru