Проблемы программно – нормативных основ системы физического воспитания

Страница 1

Ретроспективный анализ диссертационных работ проведенных В.М Зациорским по различным направлениям о физической культуре и спорте выявил, что лишь незначительная их часть посвящена программно –нормативным основам системы физического воспитания.

Проблемы программно – нормативного обеспечения физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сводятся к решению вопросов, связанных с дальнейшим улучшением дидактического содержания, а также норм оценки общей физической подготовленности. Именно, поэтому считаем, возможным изложить данные, характеризующие ретроспективный анализ нормативного содержания учебных программ. Установлено, что программам для отдельных звеньев системы физического воспитания присущи недостатки общего характера. Их можно резюмировать в нескольких основных пунктах:

Нормативные требования для различных видов физических упражнений, изложенные в программах по физической культуре, зачастую неэквивалентны. Практически не используются в программах так называемые «должные» нормы. Нормативы не ориентированы на конкретные требования, предъявляемые к физической подготовленности учащейся молодежи.

При разработке учебных норм используются неадекватные этим целям оценочные шкалы.

Количество часов, отводимые на отдельные разделы программы (легкая атлетика, гимнастика, и т.п.) не согласуются с объемом и уровнем нормативных требований.

Контрольные упражнения, используемые в программах для оценки физической подготовленности, не прошли проверку на добротность (аутентичность).

При построении учебных программ по физическому воспитанию необходим учет региональных особенностей.

Важной частью учебных программ, являются нормативные оценки физической подготовленности. Задачи, стоящие перед каждым звеном системы физического воспитания, конкретизируются нормативными требованиями, составляющими содержание учебных программ.

Учитывая, что учебные нормативы физической подготовленности являются неотъемлемой частью системы педагогического контроля, можно предложить следующую схему последовательности действий при научной разработке учебных нормативов физической подготовленности:

Определяется предмет контроля. Это делается на основе теоретического анализа с использованием экспериментально – эмпирических методов. Экспериментально установлено, что следующие факторы характеризуют физическую подготовленность: а) скоростная подготовленность (быстрота); б) общая силовая подготовленность; в) «активная» гибкость; г) равновесие; д) скоростно-силовая подготовленность; е) выносливость.

После определения предмета контроля правомерна постановка следующей задачи – определение средств контроля. Для этих целей, помимо теоретических постулатов и логических построений, которые достаточно четко сформулированы в теории физического воспитания необходимо использовать методы математической теории тестов.

В теории физического воспитания накоплен большой статистический материал, характеризующий согласованность, стабильность и информативность различных наборов двигательных заданий, наиболее часто применяемых в практике физического воспитания.

В процессе разработки учебных норм необходимо учитывать исходный уровень физической подготовленности, что при практическом использовании нормативов позволит оценить «величину рассогласования» между уровнем физической подготовленности молодежи и учебными нормативами, выступающих в данном случае в качестве величины должного характера.

Рекомендуется учитывать следующее:

возрастные закономерности лежащие в основе развития моторики женского контингента общеобразовательных школ;

особенности физической подготовленности школьниц проживающих в исследуемых регионах;

динамику показателей физической подготовленности учащихся в течение календарного года, учебного года, всего срока обучения и календарного времени.

Заключительной процедурой при разработке учебных программ является определение нормативных требований и оценок двигательной подготовленности. Для этих целей выдвинут ряд принципов, на основе которых следует проводить разработку норм физической подготовленности для отдельных контингентов. При этом учитывается необходимость построения должных норм, их эквивалентность и периодический пересмотр уровней нормативных требований. Целесообразно использовать единые прогрессирующие шкалы с учетом физического развития и возможности дифференцированной оценки двигательных возможностей занимающихся.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Роль оценки в формировании трудовых навыков детей при организации дежурств
По окончании работы дежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы: отношение детей к работе; взаимоотношения с товарищами в процессе труда; отношение к материалам и инструментам; степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса; получе ...

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, пос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru