В 50-е годы система обучения в советской школе не подтверждала ведущую роль обучения в развитии. Традиционное обучение обеспечивало лишь сумму знаний, которые быстро устаревали, а методы обучения не способствовали развитию познавательной самостоятельности учащихся. М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили новую классификацию методов обучения, ориентировавшую учителей на постепенное повышение познавательной самостоятельности учащихся. В 60-е годы началась перестройка системы начального образования усилиями научного коллектива в составе В.В. Давыдовой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской.
Они доказали, что уже в начальной школе детей можно учить не индуктивным, а дедуктивным путем, идя от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Например, в математике через сравнение ребенком величин ("больше", "меньше", "равно"), записываемых им вначале только знаками, потом знаками с рисунками сравниваемых предметов, наконец, знаками и буквами. Д.Б. Эльконин доказал возрастание интеллектуальных возможностей младших школьников в зависимости от содержания обучения. Л.В. Занков создал дидактическую систему начального обучения, высокоэффективную для общего развития школьников, в которой обучение осуществляется на пределе возможных трудностей учащихся и тем самым обеспечивается развитие мыслительных способностей учащихся и их творческих возможностей. Познание детей происходит в сочетании новых знаний с ранее из ученными. Основу их знаний составляют ведущие идеи в науке, опираясь на которые можно постичь частные факты. Ребенку предоставляется возможность индивидуально себя проявить, опереться на личный опыт, собственные оценки изучаемого. В центре обучения поставлена личность ученика, внимание к его индивидуальности, учет внутреннего мира ребенка. Деятельность учителя определяется фактическим продвижением учащегося в развитии.
Полезная информация:
Создание игрового пространства
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры ...
Профессионализм учителя
Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком смысле слова - это совершенствование своих знан ...
Место художественной литературы на уроке истории и принципы
ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопред ...