Умственное воспитания ребенка

Образование и воспитание » Умственное воспитания ребенка

Страница 3

развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

развитие научного мировоззрения.

Коротко рассмотрим каждую из них.

Накопление фонда знаний предполагает овладение

конкретным учебным материалом - знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т.д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие-общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные - необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области. Как правило, эти умения перечисляются в программе обучения.

Общие (общепедагогические) умения - умение читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой (конспектировать, пересказывать, аннотировать, реферировать и т.д.). Эти умения должны вводиться по степени усложнения.

Существует "Экспериментальная программа развития умений и навыков учебной деятельности 1-10 кл."

Специальные умения - умение быстро читать ноты, выполнять технические чертежи, читать исторические и географические карты, слушать музыкальные произведения, пользоваться словарями и. справочниками. Всем этим умениям надо школьников обучать. Там, где в учебнике в задании написано: "Перескажи текст", "Составь план", "Опиши картину", "Докажи", учитель должен наметить стратегию деятельности ученика.

Кроме того, существуют умения самостоятельной работы. Они повышают культуру умственного труда школьника. Это умение рационально организовывать время, строить оптимальный режим работы, вырабатывать систему в работе, содержать в порядке рабочее место, знание правил умственной деятельности, умение включаться в работу, умение сосредоточиться и внимательно работать, умение в преодолении трудностей и др. Умения и навыки самостоятельной работы характеризуют гигиену умственного труда, НОТ школьника, формируют азбуку умственного труда. В настоящее время большое значение придается обучению школьников умению предвидеть, предсказать, предусмотреть (итоги, результаты, события). Развитие интуиции помогает ученику прийти к заключению даже по недостаточному количеству данных. Это очень важно для развития творческой деятельности школьника.

Практика и опыт убеждают, что не всякое обучение развивает. Обучение может не только не способствовать продвижению ребенка, но и замедлить его развитие. Обучение, основанное не на осознании, а преимущественно на запоминании, на определенном этапе тормозит развитие ребенка. Деятельность учащихся по готовому образцу, без обращения к варьированию знаниями, выполнение однотипных упражнений для отработки навыка вырабатывают стереотип мышления, не служат развитию ребенка. В этом случае школьники не могут подняться на уровень творческого решения познавательных задач, развитие идет вяло. Обучение должно побуждать и активизировать мыслительную деятельность. Поэтому в обучении важны не только содержание, методы обучения, но и сама процессуальная сторона деятельности по усвоению знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

“Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
Данная идея, но безотносительно к учению о функциональной асимметрии головного мозга, была высказана еще в начале 20-х гг. П.П.Блонским. В работе “Трудовая школа” он предложил половину учебного времени отдавать на изучение наук, четверть — на искусство, четверть — на спорт. Поскольку такое чередова ...

Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как многомерное явление в учебном процессе
Методы обучения - категория историческая. История школы свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось ус ...

Нарушение голоса
Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время распрос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru