достань из коробки зайку и поставь его около куклы;
убери коробку со стола и поставь её опять под стол;
возьми куклу и зайку с окна и погуляй с ними…
б). На употребление предлогов.
В этом задании детям задавались вопросы по мере того, как меняется местонахождение коробки с игрушками.
Где стоит коробка с игрушками? (На столе.)
Где лежат игрушки? (В коробке.)
Куда я поставила куклу? (На окно.)
А коробку? (Под стол.)
Откуда Дима достает игрушки? (Из коробки.)
Около кого поставили зайку? (Около куклы.)
Откуда я взяла зайку? (С окна.)
5. Для проверки согласования слов в роде детям предлагали рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет, изображенный на картинке:
мяч синий, маленький, резиновый, круглый;
яблоко большое, красное, круглое, сладкое.
На проверку согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже дети выполняли упражнение, где они рассматривали картинку "Кошка с котятами" и отвечали на вопросы: Что делает кошка? Какая она? (Кошка большая; шерсть у неё пушистая, мягкая, гладкая, тёплая.) Что делает этот котёнок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другой котёнок? ( Играет с клубком.) Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые. Один - рыжий, другой - черный, третий - пёстрый.)
Для проверки использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов детям давалась проблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет чтобы она выполняла его команды. Но он не знает как правильно дать команду.
Стой! Или: стоять!
Беги! Или: бежать!
Ляг! Или: лежать!
Сядь! Или: сидеть!
По результатам обследования была составлена таблица отражающая состояние сформированности морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста .
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
У большинства детей сформированы навыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательными в роде и числе, а также навыки усвоения родительного падежа в единственном и множественном числе.
Во многих случаях дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде.
Дети не владеют умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива.
Полезная информация:
"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР
Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствую ...
Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: "Что это?" отвечают просто "дерево", независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалент ...
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...