Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Язык, как орудие мышления, играет большую роль в умственном развитии ребёнка. К.Д. Ушинский писал: "…Родное слово - есть основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается".

Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не cможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическом уровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь ребёнка - аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются а речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений.

С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи:

Морфология - система склонений, традиционные формы словоизменения.

Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.

Словообразование - средства и способы образования слов.

В дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формообразованию слов.

Целью выпускной квалификационной работы является: показать необходимость систематической работы по формированию морфологического строя речи в дошкольном возрасте не только для речевого развития ребёнка, но и для его общего развития.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

Изучить специальную литературу, освещающую данную проблему.

Проанализировать этапы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Выявить особенность сформированности морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по формированию морфологической стороны речи.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является морфологическая сторона речи.

Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является формирование морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза выпускной квалификационной работы - использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

В данной выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:

в теоретической части: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах;

эмпирические методы: наблюдения, беседы, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент;

практическая часть работы проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения № 13 "Янтарь" г. Железноводска в группе для детей среднего дошкольного возраста.

Полезная информация:

Развитие мышления в онтогенезе
Онтогенетическое развитие мышления, по С.Я. Рубинштейн, представляет собой одну из самых значительных и важных проблем детской психологии, как пишет психолог. Разумеется, здесь мы не ставим цели рассмотреть данную проблему в полном объеме, ведь изучение онтогенетического развития мышления в данном ...

Обучение младших школьников в домашних условиях
Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребенка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимущества домашней работы над школьной в адаптационном плане заключаются в том, что она носит индивидуальный характер и в большей с ...

Проблема развития креативности
Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит успех модернизации системы образования. Для чего очень необходимы учителю психологические знания. Ведь модернизация школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее е ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru