К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным.
На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребёнок правильно изменяет его, при ошибочном - допускает ошибки ("кошка поймала мыша", "я хочу хлеба с солем").
Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа "можу" вместо "могу" (от "мочь"); "не пустю" вместо "не пущу" (от "пускать"); "возьмил" вместо "взял" (от "взять"). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.
В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основное содержание работы в данном возрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменению слов по падежам, а затем -согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов
Обучением этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр - драматизаций.
Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц - зайчата; лиса - лисята; волк - волчата.
При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия в младших группах дошкольных учреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка - одна, котят - много). В процессе этих изменений ребёнку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.
Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.
С целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игру "Угадай, что изменилось?". В начале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значения предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру "Угадай, что изменилось?" можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух - трёх, чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова.
У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоения можно рекомендовать дидактическую игру "Волшебный мешочек", а также рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное.
В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам.
Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры - драматизации типа "День куклы", "Утро в кукольном доме".
Полезная информация:
Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными
технологиями развития социальной активности
В ходе опытно-экспериментальной работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» - развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитат ...
Диагностика уровня сформированности полового
поведения подростков
Экспериментальное исследование, проходило в условиях МБОУ СОШ с. Арбашево. В эксперименте приняли учащиеся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет. Для получения информации относительно знаний учащихся в области половых отношений, были использованы следующие методики: Опросник «Половые отношения» Данный о ...
Компетенции как результат
профессионально-образовательного развития личности при реализации
педагогических технологий
Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс професси ...