Во время потребления информации имеет места такие явления как симуляция и квазипотребность. Симуляция - состояние знака (информации), особенно характерное для современного общества, при котором означаемое исчезает, а означающее становиться самоцелью. Квазипотребность - это "некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению)". Квазипотребность является механизмом повседневной социальной деятельности человека, направленной на удовлетворение сиюминутных потребностей, например, связанных с необходимостью немедленного разрешения политических, экономических, социальных и пр. проблем.
И симуляция и квазипотребность ярко представлены в рекламной деятельности телевизионных СМИ. Исследователь Е.Г. Репринцева замечает, что "реклама - это ни что иное, как симуляция (симулякр). Являясь многоуровневым и многоаспектным образованием, она содержит в себе несколько сторон и стадий симуляции, тем самым, влияя на процесс формирования индивидуально-личностного и социокультурных полей".
Реклама приобретает собственный онтологический статус, становится самоценной, причём, в ущерб своим изначальным функциям - отражать и информировать. Когда начинается процесс оценивания рекламы не с точки зрения того, как она представляет товар, а в качестве самостоятельного художественного произведения, "когда мы смотрим рекламу, будто это короткометражный фильм или живописное полотно, совершенно забыв о товарах и покупках - тогда знак, которым она когда-то была, становится референтом, требующим оценки и соотнесения".
Один из аспектов рекламных технологий - феномен симуляции заботы о человеке. В этом случае в рекламе нас покоряют скорее не слова и образы, а "заботливость", с которой к нам обращаются. Эта виртуальная забота о человеке не имеет ничего общего с реальной заботой, которая должна иметь практические социальные формы и продуктивные социальные результаты в виде льгот, стимулов и т.п.
Еще одна из важных проблем, связанных с необходимостью повышения культуры потребительского поведения, связана с визуализацией сознания человека. Исследователь А.И. Демидов замечает, что "сама текстовая информация может преобразовываться таким образом, что не только своим содержанием (которое может быть просто ложным), но и структурой построения не стимулирует, а затрудняет выработку продуманного, целесообразного действия". Его поддерживает Е.В. Листвинова, которая по этому поводу говорит: "Клиповое сознание, клиповое восприятие действительности оказывает воздействие на все стороны человеческого восприятия. Сокращается темпоральный, текстовой объем единицы информации за счет её уплотнения и насыщенности. Уходит длительность, протяженность текста, и информация уподобляется отдельным, достаточно агрессивным, сконцентрированным ударам, воздействующим на сознание" . Такая информация является сознанию человека в виде образа. Отсюда и социально-психологическое название этого эффекта - "симуляция образа".
Образ (или симуляция образа) эффективное средство мобилизации людей, управления их действиями, транслирования различного идеологического материала, который адресован (в обход логическому мышлению) эмоциональному восприятию человека. При этом стоит учитывать богатство скрытых в образе манипулятивных возможностей - способность с его помощью заставить людей действовать вопреки их личным интересам, осуществлять скрытое влияние на их поведение. Эти возможности таятся в очевидной произвольности толкования символа-образа, что создает основание призывать к одному, ожидать другого, мириться с результатами, противоположными первоначальным замыслам. Происходящая в этом случае апелляция к бессознательному выражается в активном использовании разнообразной социально-психологической техники обеспечения скрытого влияния. Образы используются для осуществления таких социально-психологических установок как вербализация, когда слова "окрашивают", эмоционально насыщают информацию, соответственно, формируют определенное эмоциональное отношение к действительности; детализация или разрыв в достоверности - акцентировки внимания на одних и затушёвывания других характеристик действительности; архаизация - обращения к более примитивным, простым уровням и формам сознания подсознанию и чувственному восприятию; визуализация - перевод развернутый логических понятий в лаконичные, двусмысленные символы и зримые образы.
Полезная информация:
Направление логопедической работы по развитию фонематической системы
дошкольников с ОНР
Сравнительный анализ особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальной речью, проведенный в III главе исследования, показал, что у детей с ОНР недостаточно сформирована фонематическая система. Наиболее трудными для них оказались задания на фонематический синтез и фонематич ...
Положительные и отрицательные стороны использования
современных информационных технологий с точки зрения психологии
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные сто ...
Дифференцированный подход в обучении английскому
языку
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса о ...