Задачи воспитания звуковой культуры речи

Образование и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи » Задачи воспитания звуковой культуры речи

Страница 4

Работа по закреплению звуков, по улучшению словопроизношения должна проводиться не только на занятиях, но и в процессе других видов деятельности.

Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Своевременное выявление таких дефектов, оказание помощи детям уже на раннем возрастном этапе имеют большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется прежде всего за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний. Например, педагог произносит различные звукосочетания, а дети говорят, чей голос они слышат ("Ква-ква-ква. Кто пришел к нам поиграть? - (Лягушка)).

Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание воспитанников и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить различать громкость и скорость их произнесения, воспитатель предлагает ребятам различные задания. Дети узнают, что молоточком можно стучать громко и тихо, что большие часы тикают медленно, маленькие - быстро.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие задания необходимы для воспитания интонационной выразительности речи.

Развивая голосовой аппарат малышей, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок имеет тихий, слабый голос, следует поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.

Работа по развитию голосового аппарата может включаться в содержание речевого или музыкального занятия.

Обучение детей умению пользоваться умеренным темпом речи осуществляется прежде всего на основе личного примера воспитателя. Однако уже на третьем году жизни следует обращать внимание детей на то, что слова могут произноситься и быстро, и медленно. Педагог в игровой форме произносит звукосочетания с различной скоростью и предлагает детям их воспроизвести. Таким способом он приучает малышей не только дифференцировать скорость произнесения слов на слух, но и говорить в различном темпе.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, инсценировании сказок, произнесении звукосочетаний с различной громкостью и скоростью. Воспитатель должен поощрять попытки детей уважительно и доброжелательно относиться к товарищам, вежливо просить игрушку, благодарить старших за оказанную услугу и произносить при этом все слова с соответствующей интонацией. Для этого ему необходимо проводить специальные игры на закрепление "вежливых" слов.

Подготавливая детей к правильному использованию речевого дыхания, очень важно научить их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот. Для этого можно предложить подуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, на ленточки тонкой бумаги - султанчики, сделать "ветерок" (упражнения даются в игровой форме). Полезны также задания на протяжное и длительное произнесение отдельных звуков (дети поют, например, песенку паровоза: "Ууууу.").

Особое внимание воспитатель обращает на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, в звукосочетаниях типа ау, уа, ио. Надо приучать их произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.

Правильность и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Анализ данных констатирующего эксперимента
Комплексное обследование формирует представление о структуре речевого дефекта и на этой базе позволяет разработать механизмы взаимодействия родителей и учителя-логопеда в коррекции фонетических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Изучение анамнестических данных позволило выявить неблагопр ...

Оснащение и оборудование рабочего места учителя
Учитель – полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкус ...

Общие принципы управления образовательными системами
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru