Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки, в данном случае, экономики.
Например, с помощью наглядных методов обучения (демонстрация) применяется один из специфических методов экономической теории, графическое изображение, которое позволяет познавать экономические явления в двухмерном измерении через систему абсцисс и ординат. А практические методы обучения (упражнения, лабораторно-практические работы) по своему характеру схожи с методом математического и статистического анализа при решении различных экономических задач с применением формул, моделей, статистических данных.
Принцип научности воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки. Т.е. учебные планы и программы должны соответствовать последним требованиям как педагогической науки, так и, в первую очередь, экономической теории. На сегодняшний день экономика – это одна из самых динамичных наук, особенно в нашей стране, где за последние несколько наблюдается ускоренный темп роста экономики, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Поэтому учебные программы необходимо своевременно изменять в соответствии с требованиями времени, а фонд учебной литературы постоянно обновлять.
В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний, от межпредметных связей.
Рассмотрим, каким образом реализуется принцип научности при рассмотрении вопроса «Денежное обращение и денежная система».
Во-первых, содержание учебной программы должно соответствовать последним научным данным по изучаемой теме. Во-вторых, учащимся предлагаются для изучения определения понятий «денежное обращение» и «денежная система»; формулу Карла Маркса для определения количества денег, необходимых для обращения; типы и виды денежных систем, элементы денежных систем; различные термины: денежное обращение, налично-денежное обращение, платежный оборот, биметаллизм, монометаллизм и т.д., принципы организации денежной системы, виды денежных знаков, разновидности денежных систем и многое другое. В-третьих, необходимо включать учащихся в самостоятельные исследования: работа с литературными источниками, выдвижение соответствующих проблем и их разрешение. При объяснении материла необходимо постоянно применять научные термины и определения.
Например, можно для самостоятельного изучения дать задание на рассмотрение характерных особенностей и тенденций развития современной денежной системы, а также денежной системы Республики Казахстан. Таким образом, учащимся интересно будет узнать о последних научных фактах по данному вопросу, они усвоят новые понятия и термины, появиться возможность пережить чувство удовлетворенности от познавательного напряжения, радость открытия, приобретут навыки работы с источниками информации.
Полезная информация:
Методические разработки по теме «Природные источники углеводородов»
Природные источники углеводородов Интегрированный урок по географии и химии Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии и географии. Оборудование. Карта «Полезные ископаемые», коллекция горных пород и минералов, ...
Психо-физиологические
и психологические особенности студентов и их учет при
разработке и использовании информационных технологий
обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...
Понятие дистанционного образования и обучения
Дистанционное обучение – это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма ...