Учебно-воспитательный (образовательный) процесс имеет четыре элемента, которые следует кратко рассмотреть (рис. 3).
Они тесно взаимосвязанны: взаимодействие между обучающимися и образовательными ресурсами (содержание—учебные материалы и методы—преподаватель или мастер—оборудование). Это взаимодействие организуется либо учебным заведением, либо преподавателем (мастером производственного обучения), либо фасилитатором — лицом, оказывающим консультационные услуги, необходимую помощь.
Конечно, действующие законодательные и иные нормативные акты, принципы, способы и механизмы финансирования и устоявшиеся педагогические принципы и традиции выступают «заданной» объективной ситуацией, оставляя за педагогом свободу выбора и дидактического маневра. Всякие изменения в этих областях с неизбежностью скажутся на эффективности образовательного процесса.
Оптимизация образовательного процесса является средством для достижения намеченных целей. Она затрагивает:
содержание обучения;
дидактические приемы и методику (методологию);
обучающую и учебную деятельность (методы обучения и учения);
материалы для преподавателей и учащихся (образовательные средства).
Примеры:
если в качестве дидактического приема выбрано чтение лекций, то следует использовать иные дидактические материалы, в отличие от применяемых для проектного обучения, практической или самостоятельной работы обучающихся;
если планируется демонстрация наглядных примеров, используемые материалы отличаются от материалов, пригодных для практической деятельности;
для деятельности, связанной с решением проблем, необходимы иные приемы, нежели для воспроизведения фактов.
Последующее изложение касается четырех важнейших элементов образовательного процесса.
Содержание обучения
Мы различаем: отбор материала, его последовательность и уровни. Для проектирования содержания цели являются важнейшим источником информации. Объединив содержание целей, мы получаем резюме содержания обучения. Другими факторами могут быть: актуальность предмета; способность учащихся к восприятию; степень их знакомства с предметом или их заинтересованность и т.п.
Последовательность содержания образования определяется:
соображениями логики (внутренние связи и структура предмета). Выявление и соблюдение этой логики представляет особую задачу при разработке предметных планов;
аргументами педагогического и психологического порядка (от простого к сложному, от общего к частному или от частного к общему, от конкретного к абстрактному и наоборот);
информацией о ситуации на начальный момент (для общепрофессиональных предметов, например, уровень знаний и умений в области математики и физики);
логическими связями между разными учебными дисциплинами (например, математика в приложении к профессиональным предметам);
дидактически целесообразной последовательностью изучения учебных дисциплин (т.е. сначала изучение английского языка, а затем международной корреспонденции);
уровнями планируемого поведения обучающихся (3.4.1) (сперва цели на уровне знаний, затем на уровне практического применения);
выбором вертикальной или горизонтальной структуры (параллельное или последовательное изучение);
глобальное или пошаговое рассмотрение области (предмета).
Уровень содержания (рис. 9) имеет отношение к способу его презентации:
через интеграцию фундаментальных предметов, таких как математика, физика, химия и т.п., или в традиционном предметном ракурсе;
Полезная информация:
Нефтехимия
Создание первых нефтехимических производств было связано с необходимостью найти применение побочным продуктам термического крекинга – этилену и пропилену. В 1920 г. компания «Стандарт Ойл» стала производить из пропилена первый нефтехимический продукт – растворитель изопропиловый спирт, а из этилена ...
Формы организации двигательной активности и их использование в режиме дня
ребенка
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младш ...
Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...