Одной из задач данного исследования являлось выявление особенностей функционирования операций порождения речевого высказывания у воспитанников детского дома.
Результаты исследования особенностей связных высказываний при составлении пересказа представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Сравнительные количественные данные исследования
связных высказываний (на примере пересказа)
Задания |
Кол-во детей не справившихся с заданием, в % | |
Контрольн. гр. |
экспер. гр. | |
Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок. |
13 |
23 |
Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. |
20 |
43 |
Пересказ текста без опоры на наглядность. |
26 |
50 |
Средние показатели |
20 |
39 |
Пересказы оказались наиболее доступной формой речевой деятельности для воспитанников детского дома (таблица 3). Так при выполнении задания 1 в экспериментальной группе было отмечено 23%, в контрольной группе 13% неправильно выполненных заданий. Низкий уровень пересказов проявлялся в небольшом объеме текстов, в нарушении смысловой программы, незначительном количестве смысловых звеньев, в нарушении связи между отдельными предложениями текста, в наличии повторов, пауз.
При пересказе текста с опорой на сюжетную картинку число неверно выполненных заданий возросло в экспериментальной группе возросло в 1,8 раза и составило 43%, в контрольной группе – в 1,5 раза и составило 20%. Самым сложным заданием при обследовании пересказа, явилось задание 3, выполняя которое, учащиеся пересказывали текст без опоры на наглядность. В экспериментальной группе было отмечено 50%, а в контрольной группе 26% пересказов на низком уровне, что проявилось в нарушении передачи общего смысла, неточности восприятия и воспроизведения логической взаимосвязи и последовательности событий, затруднения при оформлении смысловой программы в виде неразвернутого связного высказывания.
Результаты исследования особенностей внутреннего программирования связных высказываний при составлении рассказа представлены в таблице 4.
Таблица 4. – Сравнительные количественные данные исследования
связных высказываний на примере рассказа
Задания |
Кол-во детей не справившихся с заданием, % | |
Контрольн. гр. |
экспер. гр. | |
Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной обработки содержания в процессе диалога. |
20 |
30 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки в процессе диалога. |
27 |
47 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
43 |
66 |
Исследование самостоятельного рассказа. |
47 |
80 |
Средние показатели |
34 |
56 |
Из таблицы 4 видим, что самым простым заданием для детей обеих групп оказалось задание 1 на составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной обработки содержания в процессе диалога. В экспериментальной группе было отмечено неправильно выполненных заданий 30%, в контрольной группе – только 20%. При составлении рассказа с опорой на серию сюжетных картинок без «предварительной – обработки» показатели оказались более низки миг в экспериментальной группе отмечалось 47% неверно выполненных заданий, в контрольной группе – 27%. Более трудным для всех детей было задание на составление рассказа по сюжетной картинке. Так, неправильное составление рассказа по сюжетной картинке в экспериментальной группе было отмечено в 66%, в контрольной группе – в 43%.
Характерным для воспитанников детского дома является фиксирование незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации. Даже при максимальной помощи взрослого, дети не могли организовать программу высказывания. Картинка служила для них лишь толчком к появлению побочных ассоциаций, не отвечающих требованиям инструкции. Например: «Зимой, лыжи, санки. Дети катаются на горке. Зима, горка большая. Мы чистим зубы утром и вечером. У нас есть санки, ледянки, шаровары».
Полезная информация:
Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...
Выбор методов обучения
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, сл ...
Отношение респондентов к образовательному процессу по физическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста
В целях изучения состояния физического воспитания детей дошкольных учреждений старшего возраста проведено социологическое исследование с 126 воспитателями, методистами детских садов и родителями.Рис.1 Образование воспитателей Стаж работы воспитателей Рис.1. Факторы определяющие состоянии физическог ...