Самым сложным для учащихся обеих групп было задание 4 – самостоятельный рассказ на заданную тему. При выполнении этого задания отсутствовала опора на наглядность, на конкретную ситуацию, т.е. имело место порождение контекстной речи, более трудной для ребенка, чем ситуативная речь. Ребенок самостоятельно, без какой-либо конкретной помощи извне должен был организовать смысловую программу, оформить ее с помощью языковых средств, т.е. составить рассказ. С этим заданием не справилось большинство детей экспериментальной группы (80% – в экспериментальной группе). В контрольной группе отмечалось лишь 47% случаев неправильного выполнения заданий. Многие воспитанники детского дома при составлении рассказа не использовали личный опыт, не знали, о чем говорить. Вместо рассказа эти дети часто воспроизводили серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями. Речевые высказывания в этом случае были стихийными, импульсивными.
Во всех видах заданий на составление рассказа, пересказа у воспитанников детского дома обнаруживались существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.
Таким образом, анализ исследования речевой патологии у детей, воспитывающихся в детском доме показал, что несмотря на интенсивную коррекционную работу по развитию речи, у воспитанников детского дома, существенных позитивных изменений в формировании фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, связной речи не происходит.
У детей, воспитывающихся в детском доме, наиболее грубо и стойко страдает смысловой уровень речевой деятельности, особенно операция внутреннего программирования связных высказываний.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических процессов. Вместе с теми и одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный, системный характер.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь для ребенка становится универсальным средством познания и воздействия на мир. У воспитанников детского дома, воспитывающихся в условиях психической депривации наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться отклонения в психическом развитии.
Анализ депривирующих факторов и их соотношение с условиями, благоприятствующими развитию речи, позволяют выделить комплекс причин, детерминирующих речевые нарушения у воспитанников детского дома. Указанные биологические, психологические и социальные факторы существенно нарушают процесс овладения такой сложной функцией как речь. Речевое развитие воспитанников детского дома не только задерживается, но и искажается, приобретает качественное своеобразие.
Клинико-педагогическая характеристика речевой патологии показало, что у 55% воспитанников детского дома, у 40% детей контрольной группы выявлена акустико-фонематическая дислалия. Самым распространенной формой дизартрии у всех воспитанников детского дома была выявлена псевдобульбарная форма, а у детей контрольной группы – корковая стертая форма дизартрии. Стертая форма дизартрии более распространена среди детей контрольной группы (37%), что подтверждает у воспитанников детского дома более раннюю диагностику и целенаправленную коррекцию произносительной стороны речи, по сравнению с детьми из семьи, в то же время, у воспитанников детского дома отмечается более сложный вид стертой формы дизартрии (псевдобульбарная), выявлена более тяжелая структура дефекта.
У детей, воспитывающихся в детском доме, наиболее грубо и стойко страдает смысловой уровень речевой деятельности, особенно операция внутреннего программирования связных высказываний. Так среди детей детского дома было отмечено 50%, а у детей, обучающихся в школе – 26% пересказов на низком уровне, что проявилось в нарушении передачи общего смысла, неточности восприятия и воспроизведения логической взаимосвязи и последовательности событий, затруднения при оформлении смысловой программы в виде неразвернутого связного высказывания. Итак наша гипотеза нашла полное свое подтверждения.
Полезная информация:
Технология деятельности по созданию условий для формирования у
детей готовности к переходу в среднюю школу
Способом преодоления выделенных нами трудностей является педагогически организованная ведущая деятельность подросткового возраста. Основная идея заключается в том, что для того, чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок получает возможность ре ...
Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном
детском доме для детей с ограниченными возможностями развития
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способс ...
Оборудование для лепки
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше ...