Представленный вариант служит иллюстрацией того, как можно воспользоваться предложенным механизмом формирования конкретного учебного плана из курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Реализация предложенного учебного плана полностью обеспечивает требования государственных образовательных стандартов. В начале учебного года в X классе проведены индивидуальные собеседования с координатором и классными руководителями по выбору профилирующих предметов, выбор ребенка согласован с родителями, проведено рейтинговое ранжирование по предполагаемым профилям, предварительная тарификация учителей школы с учетом возможных профилей, утвержден состав групп по профилям.
Работу по ИУП с учащимися Х класса ведут заместитель директора по научно-методической работе и классный руководитель: с учащимися обсуждается его ИУП, по мере необходимости вносятся корректировки. Регулярно проводятся индивидуальные собеседования с учащимися десятых классов с целью определения его самодвижения и самооценки на данном этапе индивидуальной траектории развития.
По итогам эксперимента отмечено, что перспектива внедрения ИУП в практику образовательных учреждений улуса ставит перед всеми образовательными учреждениями и муниципальным управлением образования необходимость внесения изменений: в способ ведения классных журналов, в порядок оценивания, в промежуточную и итоговую аттестации, в оплату труда учителя.
Анализ работы в рамках федерального эксперимента по введению ИУП в X-XI классах позволил нам выявить основные риски и ограничения, связанные с переходом старшей ступени школы на обучение по ИУП. Охарактеризуем основные из них.
1. Ограниченность ресурсов для обеспечения максимально возможного спектра ИУП старшеклассников.
2. Сложность содержания и уровня организации учебного процесса, в котором создаётся насыщенное учебное пространство, обеспечивающее школьнику реализацию его ИУП (базовые учебные предметы и элективные курсы, самостоятельная работа, учебные профильные лаборатории, дипломные работы, социальные практики и др.).
3. Проблема подготовки ученика к выбору ИОП связана с неготовностью большинства старшеклассников в начале обучения в старшей школе эффективно сформировать свой ИУП. При формировании старшеклассником индивидуального учебного плана важным становится то, из чего он исходит, т.е. основания выбора. Основания выбора нередко строятся на образовательной истории старшеклассника: "имеет пятерку по физике", "выиграл олимпиаду по литературе" и т.п., значит необходимо сфокусироваться на изучении этих предметов. Мы принимаем важность предыдущих учебных достижений ученика, потому что они, как правило, отвечают на вопрос о склонностях и интересах школьника. Но более важным при определении оснований выбора мы считает притязания старшеклассника на будущее, на то, каким он хочет стать, что делать в будущем. Опыт показывает, что старшеклассники в большинстве своем в начале периода обучения в старшей школе, сталкиваясь с ситуацией выбора, не готовы эффективно выбирать свой учебный план. Не готовы выбирать эффективно – это значит, что не пользуются для выбора основаниями, выстроенными на персональных притязаниях будущего. Эта проблема должна быть решена путём внесения в содержание ППП моментов подготовки к формированию учащимся своего ИУП.
Полезная информация:
Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» . Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказыв ...
Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы конс ...
Рекомендации социальному педагогу по организации профессионального
самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы
Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать их возрастные особенности. Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению учащихся: деятельность в 9 и 11 классе. Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать ...