Естественно, что режим № 1, не только не соотнесенный с психофизиологическими возможностями детей, но и противоречащий здравому смыслу, вызвал у школьников наиболее существенное ухудшение всех оцениваемых физиологических показателей. Например, от трети до половины учащихся при этом режиме давали в конце занятий неблагоприятную реакцию артериального давления преимущественно гипертензивной направленности.
Режим № 2 оказался не столь неблагоприятным по влиянию на физиологические реакции учащихся, тем не менее и он вызывал у школьников большее число функциональных нарушений по сравнению с их распространенностью при 6-дневной учебной наделе. Среди общих недостатков экспериментальных режимов было установлено двукратное снижение произвольной двигательной активности учащихся во время школьных занятий и существенное увеличение их острой заболеваемости в течение учебного года относительно соответствующих показателей у их ровесников на фоне 6-дневной недели.
Исходя из характера общих недостатков экспериментальных режимов, меньшего отрицательного воздействия режима № 2 на функциональные показатели школьников, а также из возможности сочетать при режиме № 2 обучение с оздоровлением учащихся, гигиенисты ввели в этот вариант 5-дневного режима обучения 40-минутную динамическую паузу, которая проводилась в середине школьных занятий за счет часов «резерва» школы. Оценка эффективности скорректированного режима № 2 выявила на его фоне оптимизацию всех показателей функционального состояния учащихся, в том числе существенно повысило уровень и устойчивость их работоспособности в течение дня и учебного года, а также сопротивляемость к острым инфекциям и развитию выраженного утомления на уроках. Возникают вопросы:
1. Знают ли руководители общеобразовательных учреждений и школьные валеологи, что кроме ущербного для здоровья учащихся варианта 5-дневной учебной недели существует его здоровьесберегающий вариант?
2. Почему школы, так горячо отстаивающие в «интересах» детей свое право на работу в режиме 5-дневной недели, предпочитают применять менее благоприятный для здоровья учащихся вариант такого режима?
3. Не стоит ли в истинных интересах здоровья школьников взять на вооружение идею второго варианта режима 5-дневной недели о создании «резерва школы» из уроков 6-го учебного дня (субботы), с тем чтобы уменьшить дневную нагрузку учащихся на протяжении укороченной недели?
Особенность расходования часов «резерва школы» состоит в том, что учитель может взять из него 1—2 ч. Например, в том случае, если школьники не усвоили какой-нибудь раздел учебной программы и требуется повторить и закрепить неусвоенный материал. Но ведь не для каждого же учебного материала потребуются дополнительные занятия со школьниками. Это значит, что не все уроки субботы придется распределять на 5 учебных дней и, следовательно, объем дневной нагрузки учащихся при 5-дневной неделе с «резервом школы» будет приближен к таковому при 6-дневном обучении. Однако создание «резерва школы» потребует предварительной работы по пересмотру программ обучения и некоторого их сокращения. Современным школам дано такое право в пределах, не затрагивающих стандарт обучения.
Государственный Комитет санэпиднадзора России выпустил в 2002 г. Информационное письмо «Гигиенические требования к обучению школьников в режиме 5-дневной учебной недели». В этом документе высказана предпочтительность для здоровья школьников применения режима 5-дневной учебной недели, в котором предусмотрено сокращение учебного плана до обязательной учебной нагрузки и создание из освободившихся часов «резерва школы».
Вторым обязательным условием для работы школ по 5-дневному режиму гигиенисты считают проведение за счет часов «резерва школы» ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий. Это условие считаем особенно важным для валеологических задач школы, потому что гигиеническая оценка укороченной недели с «резервом школы» и с динамической паузой выявила улучшение всех оцениваемых физиологических показателей у школьников по сравнению с состоянием соответствующих показателей у обучавшихся по режиму 6-дневной (!) учебной недели.
Полезная информация:
Описание констатирующего этапа опытно-эспериментальной
работы. Диагностика подростков
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы № 49 г. Орска. На первом этапе исследования, подросткам 9 А класса была предложена анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни" (Приложение А), состоящая из 14 вопросов направленных на выявление ...
Экспериментальное исследование и развитие познавательной
деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры
Для изучения познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР средствами игры было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента проводилось диагностическое обследование в виде игры, направленное на выявление познавательной деятельности у дошкольников с ...
Анализ показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста
Экспериментально установлено: за период от 5 до 7 лет, результаты на дистанцию 10 м улучшаются: у мальчиков с 2,6 сек до 2,1 сек, у девочек: с 3,4 сек до 2,4 сек, Аналогичная тенденция и в беге на 30 метров, где улучшение отмечено, в период от 5 до 6 лет – на 0,9 сек, у мальчиков и на (Табл. 2.) Та ...