Режим 5-дневной учебной недели

Страница 2

Естественно, что режим № 1, не только не соотнесенный с психофизиологическими возможностями детей, но и противоречащий здравому смыслу, вызвал у школьников наиболее существенное ухудшение всех оцениваемых физиологических показателей. Например, от трети до половины учащихся при этом режиме давали в конце занятий неблагоприятную реакцию артериального давления преимущественно гипертензивной направленности.

Режим № 2 оказался не столь неблагоприятным по влиянию на физиологические реакции учащихся, тем не менее и он вызывал у школьников большее число функциональных нарушений по сравнению с их распространенностью при 6-дневной учебной наделе. Среди общих недостатков экспериментальных режимов было установлено двукратное снижение произвольной двигательной активности учащихся во время школьных занятий и существенное увеличение их острой заболеваемости в течение учебного года относительно соответствующих показателей у их ровесников на фоне 6-дневной недели.

Исходя из характера общих недостатков экспериментальных режимов, меньшего отрицательного воздействия режима № 2 на функциональные показатели школьников, а также из возможности сочетать при режиме № 2 обучение с оздоровлением учащихся, гигиенисты ввели в этот вариант 5-дневного режима обучения 40-минутную динамическую паузу, которая проводилась в середине школьных занятий за счет часов «резерва» школы. Оценка эффективности скорректированного режима № 2 выявила на его фоне оптимизацию всех показателей функционального состояния учащихся, в том числе существенно повысило уровень и устойчивость их работоспособности в течение дня и учебного года, а также сопротивляемость к острым инфекциям и развитию выраженного утомления на уроках. Возникают вопросы:

1. Знают ли руководители общеобразовательных учреждений и школьные валеологи, что кроме ущербного для здоровья учащихся варианта 5-дневной учебной недели существует его здоровьесберегающий вариант?

2. Почему школы, так горячо отстаивающие в «интересах» детей свое право на работу в режиме 5-дневной недели, предпочитают применять менее благоприятный для здоровья учащихся вариант такого режима?

3. Не стоит ли в истинных интересах здоровья школьников взять на вооружение идею второго варианта режима 5-дневной недели о создании «резерва школы» из уроков 6-го учебного дня (субботы), с тем чтобы уменьшить дневную нагрузку учащихся на протяжении укороченной недели?

Особенность расходования часов «резерва школы» состоит в том, что учитель может взять из него 1—2 ч. Например, в том случае, если школьники не усвоили какой-нибудь раздел учебной программы и требуется повторить и закрепить неусвоенный материал. Но ведь не для каждого же учебного материала потребуются дополнительные занятия со школьниками. Это значит, что не все уроки субботы придется распределять на 5 учебных дней и, следовательно, объем дневной нагрузки учащихся при 5-дневной неделе с «резервом школы» будет приближен к таковому при 6-дневном обучении. Однако создание «резерва школы» потребует предварительной работы по пересмотру программ обучения и некоторого их сокращения. Современным школам дано такое право в пределах, не затрагивающих стандарт обучения.

Государственный Комитет санэпиднадзора России выпустил в 2002 г. Информационное письмо «Гигиенические требования к обучению школьников в режиме 5-дневной учебной недели». В этом документе высказана предпочтительность для здоровья школьников применения режима 5-дневной учебной недели, в котором предусмотрено сокращение учебного плана до обязательной учебной нагрузки и создание из освободившихся часов «резерва школы».

Вторым обязательным условием для работы школ по 5-дневному режиму гигиенисты считают проведение за счет часов «резерва школы» ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий. Это условие считаем особенно важным для валеологических задач школы, потому что гигиеническая оценка укороченной недели с «резервом школы» и с динамической паузой выявила улучшение всех оцениваемых физиологических показателей у школьников по сравнению с состоянием соответствующих показателей у обучавшихся по режиму 6-дневной (!) учебной недели.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Общее и политехническое образование как вариант выбора труда и профессии
Для решения поставленных задач система образования располагает большими возможностями. Прежде всего, обучение в школе выполняет многочисленные функции, одной из которых является подготовка учащихся к труду, выбору и получения профессии. В этих целях обучение решает две задачи: развивает интересы, с ...

Дидактические условия применения информационных технологий обучения в ВУЗе
Анализ педагогической практики и передового опыта применения ИТО в системе профессиональной подготовки специалистов, а также результаты проведенного в Военном институте правительственной связи экспериментального обучения с использование фрагментов компьютеризированных учебников и компьютерных лабор ...

Обучение в сотрудничестве – инновационная технология обучения
Обучению в сотрудничестве придается большое значение. Оно вызывает интерес к знаниям, развивает любознательность и смекалку, способствует сенсорному воспитанию, вселяет жизненный оптимизм и воодушевляет эмоциональную силу. Целесообразность использования обучения в сотрудничестве наряду с другими ме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru