Реализуя указанное постановление советская общеобразовательная школа организует обучение по классно - урочной системе. Дальнейшее совершенствование классно-урочной системы связано с успешным выполнением поставленных перед школой задач: осуществление всеобщего среднего образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи, овладение необходимыми умениями и навыками, формирование научного мировоззрения, всестороннее развитие личности учащихся.
Другие формы организации обучения
Практикумы - проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, в ученических производственных комбинатах, производственных бригадах учащихся и на учебноопытных участков школ. В сравнении с проводимыми в младших и средних классах лабораторными работами и практическими занятиями они отличаются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий.
По предусмотренной программе учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение. Выполнение работ может быть фронтальным, но если учебного оборудования не хватает для каждого ученика или сложность работы требует большими группами (по 2-3 человека) при обязательном условии выполнения каждым учеником всех работ, предусмотренной программы практикума. Осуществляется внимательное руководство и оказывая необходимую помощь, учитель добивается высокого уровня самостоятельности учащихся. Практикумы способствуют политехническому образованию, трудовой подготовке и профессиональной ориентации учащихся.
Семинарские занятия - проводятся обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Этот вид организации позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить учащихся выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои суждения и убеждения , совершенствовать формы их участия в общественной жизни, приучать к самообразованию.
План проведения семинарского занятия учитель обсуждает с учащимся. В соответствии с принятым планом определяется программа подготовки к семинару всего класса и каждого учащегося, распределяются задания, рекомендуется литература, готовятся необходимые оснащения(карты, диаграммы, технические средства).
Тематика рефератов, сообщений и докладов учащихся на семинарских занятиях носит обычно проблемный характер. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.
Семинарское занятие начинается, как правило , с крат- кого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного занятия, выдвигаются проблемы для обсуждения.
Факультативные занятия - проводятся по выбору и желанию учащихся начиная с 7 класса для расширения научно - теоретических знаний и практических навыков, развитие познавательных интересов ,творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся.
Факультативные занятия проводятся по специальным программам, в которых предусматриваются осуществление связи с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы ,конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности. На факультативных занятиях изучаются теоретические вопросы проводятся практические работы, при выполнении которых учащихся приобретают навыки умственного труда, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, формируют навыки обращения с оборудованием и техникой.
Экскурсии - являются обязательными предусмотренными учебными программами и проводятся за счет времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения ,учебные экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи бучения с жизнью, наглядности и т.д.), способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи взаимозависимости, формированию научного мировоззрения, познавательных и коллективных интересов ,положительных качеств личности, подготовки учащихся к трудовой деятельности и профессиональной ориентации
Экскурсии различают в зависимости от места учебного процесса:
вводные; текущие или сопровождающие; итоговые или заключительные;
в природу, производственные, исторические, литературные географические и т.д.
Полезная информация:
Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности
в развитии речи и фонематического слуха
Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления. В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А проф ...
Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в
научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...