Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Страница 3

Немаловажным аспектом на уроке литературы является психологическая проблема восприятия. Это очень сложный творческий процесс, опосредованный эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечалась и в психологии, и в методике (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой).

Говоря о восприятии произведений искусства слова, мы имеем в виду не восприятие в гносеологическом смысле, а, по сути - осознание произведения, различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа. Именно так толкуется термин "восприятие искусства" в большинстве исследований методистов и психологов. Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.

Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного указателя при определении возможностей ученика и результативности той или иной организации процесса обучения литературе.

Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником прочитанного на уроке:

Выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном.

Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используются анкеты, устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с учащимися в качестве учебных заданий.

Домашние задания опережающего характера.

Экспериментальное исследование методом "срезов", когда от темы к теме выясняются "сдвиги" в литературном развитии учащихся, в характере их непосредственного читательского восприятия, в понимании ими различных произведений в отношении к различным компонентам произведений, в уровнях их общений, эмоциональных и эстетических оценок.

Систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.

Проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.А. Леонтьева, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, П.М. Якобсона, В.Г. Маранцмана). Взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа представляется нам особенно актуальной. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного.

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и восприятию произведений любого вида искусства. Это его целостность, активность и творческий характер.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют: положительная мотивация, потребность, интерес.

Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, а для практического пользования, для взаимодействия со средой и для удовлетворения своих потребностей.

В акте восприятия диалектически объединены: целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития на занятиях кружка
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах п ...

Анализ культурно-досуговой деятельности КрасГУ
Культурно-досуговая деятельность в КрасГУ представлена многомерной общеуниверситетской организацией – студенческим клубом с разнообразными коллективами, которые носят систематический характер и рядом циклических мероприятий проводимых студенческими организациями на факультетах. Как правило, студенч ...

Деловая игра «Контракт с руководителем»
Цель деловой игры – приобретение навыков подбора и выдвижения на руководящую должность в условиях, максимально имитирующих производственную обстановку. В процессе игры обучающиеся приобретают навыки анализа производственных ситуаций, умения дискутировать и определять необходимые качества кандидатов ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru