Особенности личности современного воспитанника детского дома

Страница 2

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети из детских домов характеризуются неумением налаживать отношения с окружающими и потому они становятся более некомпетентными и неразборчивыми в своих отношениях.

Воспитанники детских домов просто не умеют общаться. Они всячески пытаются добиться внимания и, в тоже время, его отвергают, переходят на агрессивность или отчуждение. Они не умеют быть внимательными к людям и любить, часто относятся к окружающим недружелюбно. У них формируются такие качества, как жестокость и равнодушие. Это в свою очередь затрудняет процесс налаживания контактов со сверстниками, с учителями и другими взрослыми. Не сформированность коммуникативных навыков, как было нами показано ранее, в младшем школьном возрасте может привести к трудностям во взаимоотношениях с учителем, к возникновению конфликтов со сверстниками; в подростковом возрасте, может привести к значительным личностным нарушениям, к затруднению формированию идентичности, к нарушению процессов самореализации и самоутверждения.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим, («нам должны», «дайте» и т.п.), отсутствуют ответственность и бережливость, стремление добиться чего-либо самостоятельно. Получая профессию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки денег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

Итак, выделим основные психические особенности детей-сирот, и сопоставим их с критериями готовности к обучению в средней школе:

Неразвитость теоретического мышления: несформированность внутреннего, идеального плана, связанность мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией; несформированность рефлексивных способностей. Развитие теоретического мышления является одним из основных критериев готовности к переходу в среднюю школу. Так как, этот компонент у детей из детского дома оказывается не развитым, это в дальнейшем затруднит процесс обучения в средней школе.

Не сформированность произвольной сферы. Дети характеризуются неспособностью самостоятельно спланировать и осуществить даже простейшее действие, без пошагового контроля взрослых.

Отсутствие самостоятельности как результат организации условий жизни и воспитания детей вне семьи: пошаговый контроль, полная организация их жизни со стороны взрослых, минимальное поле собственной деятельности и т.п. И как следствие этого отсутствие навыков самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля. Учебный процесс в средней школе предъявляет повышенные требования к самостоятельности и произвольности ребят, поэтому процесс перехода этих детей в среднюю школу осложняется.

Отсутствие коммуникативных навыков (повышенная агрессивность, гипермотивация общения с взрослыми), недоразвитие интимно-личностной стороны общения (отсутствие эмпатии, сочувствия, сопереживания) при высокой интенсивности контакта со сверстниками, как следствие отсутствие устойчивых взаимоотношений со сверстникам. Недостаточный опыт совместных со взрослым эмоциональных переживаний является одной из причин задержки в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников детского дома. Эта особенность говорит о будущих сложностях детей из детского дома в средней школе, когда сверстники начинают играть значительную роль, и расширяется система взаимоотношений.

Отсутствие учебно-познавательного интереса, преобладание мотивов, связанных с получением похвалы и одобрения со стороны взрослого, отсутствие знаний об окружающем.

Устойчивая заниженная самооценка; оценивание себя, а не эмоциональное принятие/ непринятие. Отношение к себе воспитанников детских домов по сути повторяет оценку окружающих. Тогда как устойчивая положительная самооценка является основой успеха в средней школе.

Отсутствие у детей-сирот чувства уверенности в себе, является серьезным следствием депривации потребности в родительской любви. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Отсутствие уверенности в себе, затрудняет процесс перехода в среднюю школу.

Итак, существующие условия в учреждениях интернатного типа негативно сказываются на развитии ребенка. К концу младшего школьного возраста, основные показатели готовности к средней школе оказываются не сформированными, а именно: теоретическое мышление, произвольная сфера, самостоятельность, самоорганизация, преобладание неадекватных способов общения, неадекватная самооценка, неуверенность в себе. Это в последствии приводит к значительным трудностям в подростковом возрасте, в первую очередь в решении задачи построения отношений с другими людьми.

Ребенок из детского дома в силу своего социального положения, уже отличается от «семейных» детей. Но эта непохожесть усугубляется значительными личностными дефицитами таких детей, такими как: неумение устанавливать контакты, заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе, не умение осуществить самостоятельное действие. Любая непохожесть ребенка на других людей, всякое не соответствие канону может привести к психологическим трудностям, ведь подростка обуревает жажда нормы. Все трудности, связанные с переходом на среднее звено обучения приобретают наиболее острый характер.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с умственной отсталостью
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. психофизическая тренировка умственная отсталость Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умств ...

Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru