Д.И. Фельдштейн выделяет основную деятельность, которая удовлетворяет возникшие подростковые потребности, как социально одобряемую и признаваемую деятельность. Именно организация просоциальной деятельности, позволяющая получать реальную оценку общества, фиксирующую признание новой социальной позиции, по мнению Д.И. Фельдштейна, наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений с взрослыми .
Многие исследователи отмечают, что замыслы, т.е. придумывание, проектирование являются главным содержанием деятельности в подростничестве. К.Н. Поливанова пишет: «Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, - постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежайшей согласованности средств и целей, хотения и умения». Это «авторское действие» есть точка возникновения субъективности в подростковом возрасте.
К. Поливанова интегрирует виды ведущей деятельности, предложенные другими отечественными психологами (Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейну, В.В. Давыдов) указывая на, то, что во всех этих видах деятельности присутствует авторство подростка. Так в «общественно - значимой» и «общественно - полезной» деятельности есть указание на результативность действия; в «интимно –личностном общение» акцент делается на замысливании собственного поведения.
Таким образом, можно предположить, что любая деятельность в подростничестве будет являться ведущей, если будет удовлетворять требованиям авторства ребенка в его замысливании, внешней продуктивности, результативности и социально признаваемой полезности, а так же совместности.
В условиях детского дома, как будет показано нами ниже, многие из этих требований к организации жизнедеятельности подростка не удовлетворяются, в связи с чем, подростковый кризис переживается острее, и переход в среднюю школу, на этом фоне, приобретает наиболее проблематичный характер.
Становление идентичности
Эта зона представляет собой формирование новой субъективной реальности, изменение представления о себе. Идентичность - это совокупность мнений, планов, чувств относительно себя. Прежде всего, идентичность обеспечивает целостность поведения, т.е. имеет адаптивную функцию, ее становление является важнейшей задачей развития. В подростковом возрасте особую роль в формировании идентичности играет группа сверстников. Отсутствие такой референтной группы приводит к отрицательным формам идентичности.
Итак, основное противоречие подросткового возраста - это противоречие между своей потенциальной значимостью в качестве субъекта общественной жизни и низкой оценкой потенциала подростка окружающими. Подросток как бы стоит на стыке двух миров - детского и взрослого. А главное приобретение подросткового возраста - это открытие своего внутреннего мира.
Полезная информация:
Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности
в развитии речи и фонематического слуха
Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления. В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А проф ...
Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней
общеобразовательной школы
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11- 12 лет до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими; через внешние срывы и колоссал ...
Роль кабинета иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению
иностранного языка
Далеко не последнюю роль в стимулировании интереса учащихся к изучению иностранного языка играет оформление кабинета. Вопрос в том, как оформить кабинет так, чтобы у ребенка возникло желание говорить на этом языке. Здесь хорошо работает принцип, который можно было бы назвать «железным занавесом». С ...