Особенности подросткового возраста

Страница 2

Д.И. Фельдштейн выделяет основную деятельность, которая удовлетворяет возникшие подростковые потребности, как социально одобряемую и признаваемую деятельность. Именно организация просоциальной деятельности, позволяющая получать реальную оценку общества, фиксирующую признание новой социальной позиции, по мнению Д.И. Фельдштейна, наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений с взрослыми .

Многие исследователи отмечают, что замыслы, т.е. придумывание, проектирование являются главным содержанием деятельности в подростничестве. К.Н. Поливанова пишет: «Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, - постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежайшей согласованности средств и целей, хотения и умения». Это «авторское действие» есть точка возникновения субъективности в подростковом возрасте.

К. Поливанова интегрирует виды ведущей деятельности, предложенные другими отечественными психологами (Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейну, В.В. Давыдов) указывая на, то, что во всех этих видах деятельности присутствует авторство подростка. Так в «общественно - значимой» и «общественно - полезной» деятельности есть указание на результативность действия; в «интимно –личностном общение» акцент делается на замысливании собственного поведения.

Таким образом, можно предположить, что любая деятельность в подростничестве будет являться ведущей, если будет удовлетворять требованиям авторства ребенка в его замысливании, внешней продуктивности, результативности и социально признаваемой полезности, а так же совместности.

В условиях детского дома, как будет показано нами ниже, многие из этих требований к организации жизнедеятельности подростка не удовлетворяются, в связи с чем, подростковый кризис переживается острее, и переход в среднюю школу, на этом фоне, приобретает наиболее проблематичный характер.

Становление идентичности

Эта зона представляет собой формирование новой субъективной реальности, изменение представления о себе. Идентичность - это совокупность мнений, планов, чувств относительно себя. Прежде всего, идентичность обеспечивает целостность поведения, т.е. имеет адаптивную функцию, ее становление является важнейшей задачей развития. В подростковом возрасте особую роль в формировании идентичности играет группа сверстников. Отсутствие такой референтной группы приводит к отрицательным формам идентичности.

Итак, основное противоречие подросткового возраста - это противоречие между своей потенциальной значимостью в качестве субъекта общественной жизни и низкой оценкой потенциала подростка окружающими. Подросток как бы стоит на стыке двух миров - детского и взрослого. А главное приобретение подросткового возраста - это открытие своего внутреннего мира.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»
Цель работы: Определение поля зрения правого и левого глаза для белого, синего, красного и зеленого цветов; определение положения слепого пятна. Приборы и принадлежности: Периметр Форстера, транспортир со стрелкой, магнит, диски с цветными наклейками (маркёры). Краткая теория: Полем зрения называет ...

Выявление уровня знаний детей о социальной действительности
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверен ...

Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников
Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru