Вместе с тем, мы считаем, что обучение в интерактивном формате позволяет "заземлить" содержание, привязать его к субъективному опыту. Оно направлено на актуализацию внутренних резервов, развитие навыков корпоративного взаимодействия, социально-психологических компетенций учеников, студентов и педагогов. В этом процессе наставник имеет возможность реализовать терапевтические функции по отношению к ученикам и самому себе.
Ситуации внедрения инноваций, изменения требований к профессии являются особо стрессогенными. Проблемы производственных неврозов и стресса волнуют все мировое сообщество: создана Международная ассоциация управления стрессом (ISMA), Европейским Союзом принят договор "О предотвращении стресса на работе". Педагогическая деятельность насыщена множеством разнообразных стрессогенных факторов. Однако заботы об отечественном педагогическом сообществе в этом вопросе пока не ощущается.
В целом эта проблема приобрела кумулятивный характер в виде общего кризиса образования. Необходимым условием его оздоровления (терапии) является соответствие между внутренними тенденциями развития и внешними "реформаторскими" влияниями. Только в этом случае образование будет обеспечивать прогресс в решении глобальных проблем. Поэтому оздоравливать его нужно как изнутри (изменяя ментальное пространство образования и образовательную среду), так и извне (грамотными и адекватными способами управления).
Образование, педагогический процесс, личность (ученика, студента, педагога) относятся к динамическим, открытым, неуравновешенным, нелинейным системам, которые следует рассматривать с синергетических позиций. Они характеризуются тем, что с изменением одного из элементов другие изменяются не пропорционально, а в соответствии с более сложными законами. В современном образовании постоянно осуществляется сознательное, но неосознанное распределение на составляющие (например, при определении целей). Один элемент подавляет другой или развивается за его счет. Сегодня в погоне за результатом образования обесценивается процесс. Наблюдается искажение понятия "компетенция". Оно становится статичным, линейно детерминированным, подлежащим измерению, однозначной интерпретации и оценке. По нашему мнению, компетенция как способность человека ответственно и самостоятельно действовать в разных проблемных ситуациях, прежде всего, отображает процесс целостного развития. Невозможно предвидеть, что именно в данный момент будет актуальным и необходимым, какие именно внешние воздействия попадут в резонанс с внутренними тенденциями саморазвития у того или иного ученика (студента, педагога). Можно лишь предположить варианты направлений развития, предложить разнообразные адекватные средства, ожидать непохожие образовательные продукты. Личностные и учебные достижения у каждого собственные.
Содержание компетенции субъективно. Ее развитие нелинейно, скорость и формы проявления абсолютно индивидуальны и зависят от множества факторов. Цель не определяется раз и навсегда, она должна быть гибкой, адаптивной. Мы уверены, что нельзя угадать, а тем более планировать, управлять тем, что именно будет сформировано в конце определенного фрагмента обучения и образования в целом. Каждый ученик, студент "возьмет что-то свое", часто — не прогнозируемое педагогами. Это можно увидеть на примере любого урока. Если в конце занятия предоставить возможность ученикам (студентам) осуществить обратную связь — ответить на вопрос "Что для меня было наиболее значимым? Чему я научился на уроке?", — ответы бывают непредвиденными. Педагог даже не думал о таких результатах, не ставил перед собой подобных целей. Это становится возможным, если содержание встречи, диалога, упражнений становится личностно значимым, эмоционально окрашенным. Именно это является отображением результатов человекоцентрированного образования.
Полезная информация:
Виды билингвизма
По мнению Багирокова "для билингва, родной язык – это исторически сложившееся средство общения этнической группы, к которой относит себя индивид, а функционально активный язык (ФАЯ) – это средство повседневного общения, орудие выражения мыслей и чувств, ставшее более необходимым в процессе соц ...
Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...
Основные типы технологий в
учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...