Социально-педагогическая практика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.
Цель практики: выявить уровень толерантности у детей 3 «А» класса, организовать социально-педагогическую деятельность по формированию толерантности у младших школьников.
Исследование предполагало проведение тестирования на определение доминирующих черт характера, тестирования с родителями по определению детско-родительских взаимоотношений и проведение классного часа «Урок толерантности».
В рамках диагностической работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой.
Цель: определение доминирующих черт характера. В тестировании участвовали учащиеся 3 «А» класса. Результаты данного исследования, показали, что в данном классе средний показатель уровня толерантности. А доминирующими чертами характера, у большинства учащихся, являются терпение, доброта и уважительное отношение к детям-инвалидам.
Тестирование по выявлению детско-родительских отношений, также разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой (см. Приложение Б), было нацелено на то, чтобы выявить взаимоотношения детей и родителей. В его содержание входили вопросы на тему умения родителей слушать и слышать своих детей, взаимопонимания и доверия в семье. Анализ результатов был таков: 100% родителей набрали самый высокий бал. Это значит, что они обладают редким качеством – умением слушать и слышать своих детей.
В рамках формирующей работы был проведен классный час «Урок толерантности».
Целью данного мероприятия являлось:
воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,
формирование понятия «толерантность»,
развитие стремления быть терпимыми в обществе людей,
В ходе мероприятия ребятам был предложен ряд вопросов на тему доброжелательного отношения к окружающим. Вопросы были устного и письменного характера. Ребята активно отвечали на предложенные вопросы, а в конце урока самостоятельно дали характеристику понятию толерантность. Анализ результатов данного мероприятия подтвердил высокий показатель уровня толерантности в данном классе.
Подводя итоги исследования можно сделать следующий вывод: толерантность как черта личности у данной группы младших школьников находится на уровне выше среднего. У большинства учащихся были выявлены личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют терпимое отношение человека к окружающему миру.
Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Формирование толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Полезная информация:
Психолого-педагогические особенности учащихся 5–6 классов
Учащиеся 5 классов обладают достаточно высоким уровнем развития восприятия: острота зрения, слуха, ориентировка на форму и цвет предмета. Процесс обучения в средней школе предъявляет новые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходимы произвольность и осмысл ...
Классификация методов обучения
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и вы ...
Об общих подходах к оцениванию при безотметочном
обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...