Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.
В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. В этом возрасте необходимы игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.
Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе.
В период от пяти до семи лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями.
Характерная черта ребенка этого возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания. Игровое взаимодействие детей в самодеятельной сюжетно-ролевой игре не привязано к стационарной тематической игровой среде.
Дети стремятся трансформировать ее в соответствии с динамикой развертывания игрового замысла, используя при этом по своему усмотрению игровые средообразующие модули, игрушки, различные игровые материалы.
В старшем дошкольном возрасте наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер». Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими.
Одновременно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают игры с правилами. По мнению А.С. Спиваковской «К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. Эти игры всегда включают несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнерами. Ребенок легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности (например, выбор очередности в игре с помощью считалки, жеребьевки и т.п.), учится адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка».
Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека».
Б.П. Никитин в книге «Развивающие игры» ссылается на высказывание. В.А. Сухомлинского, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Как считает Д.Б. Эльконин: «Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблем игры, не выдвигал бы свей точки зрения на её природу и значение. Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний».
Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики и рассмотрев структуру игр, можно прийти к следующим выводам.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Полезная информация:
Состав природного газа и нефти
Прежде всего, следует отметить, что состав природных горючих ископаемых сильно варьируется в зависимости от месторождения. Основной компонент природного газа – метан (до 95% по объему). Кроме метана в природном газе содержатся другие алканы – этан, небольшое количество пропана и бутанов, а также не ...
Индивидуальная помощь
Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, из ...
Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру – от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. I. Этап вызывания исходной мотивации. На началь ...