Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. При исполнении любой песни детей учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время также можно провести музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин». Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках.
Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты. Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен. Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «музыкальная лесенка» и фланеллеграф, на котором, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова обращаются к музыкально-дидактическим играм. Применения музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.
В музыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий. Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями). Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей. Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки. Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлении чувства ритма.
Полезная информация:
Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы
Высшее учебное заведение – (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах. Классический статус На сегодняшний день в России существует три вида высш ...
Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...
Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...