Развитие творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы

Образование и воспитание » Развитие творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе.

Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Но не менее важно заложить основы и здоровья душевного. Необходимым условием для этого является наличие ясных моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, внеклассная работа может реализоваться в том случае, если ученик в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для нашего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Степень научной разработанности проблемы:

Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др.

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.

Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.

Влиянию внеклассной работы на формирование творческих способностей подростков посвящены исследования Левина В.А., Щуркова Н.Е., Качурина М.Г. и др.

Объектом исследования являются творческие способности подростков

Предметом: процесс развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы на базе средней общеобразовательной школы п. Сергиевский Коломенского района Московской области.

Цель: Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.

Задачи:

Рассмотреть сущность и характеристику творческих способностей;

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;

3. Определить роль внеклассной работы в развитии творческих способностей;

4. Проанализировать опыт работы средней общеобразовательной школы п. Сергиевский по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.

База исследования: средняя общеобразовательная школа п. Сергиевский, Коломенского района, Московской области.

Методы исследования:

Анализ документов

анализ психолого-педагогической, методической литературы;

изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

анкетирование.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, педагогами школ и специалистами культурно-досуговых учреждений в работе по развитию творческих способностей подростков.

Полезная информация:

Значение изучения иностранного языка
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь­ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран­ного языка закладывает основы иноязыч­ной речевой деятельности, явл ...

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Биофизика»
Дисциплина «Биофизика» входит в учебный план подготовки специалистов по направлению 200402 «Инженерное дело в медико-биологической практике», бакалавров по направлениям 201000.62 «Биотехнические системы и технологии», 011200.62 «Физика», а также магистров по направлению 011800.68 «Радиофизика». Цел ...

Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru