Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или семьи.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Дети с ЗПР характеризуются нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальное обучение, направленное на развитие детей с ЗПР, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальной адаптации ученика в школе и вне нее. Обучение детей с ЗПР в большей мере опирается на процессы памяти, которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материала меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детей следует использовать больше наглядного материала и часто менять вид деятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобная мотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовала бы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиеся выходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. Обследования и наблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с ЗПР показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей. В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей детей с ЗПР было установлено следующее:
1) часто дети с ЗПР имеют хорошие музыкально-певческие данные;
2) в процессе обучения дети с ЗПР могут хорошо развиваться и к окончанию школы достигнуть значительных успехов в пении и музыке;
3) особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР требуют от учителя большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и наглядного материала.
Полезная информация:
Подбор видеоматериалов
Композиция кадра и монтаж видеофильма Композиция Видеофильм состоит из большого числа монтажных кадров, которые соединяются в определенной последовательности для наиболее выразительного раскрытия содержания видеофильма. Снимать каждый видеокадр нужно с учетом его места в «монтажной фразе»,объединяю ...
Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте
В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дв ...
Необходимость знакомства детей со скульптурой
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством. Знакомство детей со скульпту ...