Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей

Образование и воспитание » Особенности обучения и воспитания одаренных детей » Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей

Страница 1

Существует, по крайней мере, несколько основных направлений реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей. Только использование всех этих направлений в сумме может дать необходимый эффект.

1. Работа по методу развивающего дискомфорта начинается и постоянно предполагает работу над определенной жизненной позицией ученика. Необходимо последовательное формирование у детей "сценария победителя" /Эрик Берн/. При этом особое внимание детей следует сосредоточить на том, что главной победой человека является не сам по себе успех в конкретной деятельности, сколько прежде всего победа над самим собой. Именно потому необходимо использовать и создавать на уроках особые ситуации, когда при внешнем неуспехе ученик оценивается психологом, а потом и коллективом детей как настоящий победитель. Дети придумывают свои рассказы на эту тему, свои девизы, создают эмблемы, пишут сценарии к празднику, где обыгрывается именно идея победы над самим собой /своим страхом, своей ленью, своей жадностью/ как главной победы человека. Только такая когнитивная готовность к методу развивающего дискомфорта может привести к долговременному эффекту и сказаться в последующем в способности и потребности человека реализовать себя.

2. Значительное напряжение при обучении. Учение, как говорил Сухомлинский, должно быть трудным. Не следует бояться непонятного на уроке. Судя по предварительным данным, полученным нами, не менее 10-15 % информации на уроке может быть непонятным. Другое дело, что объем и степень непонятного на уроке должны вполне контролироваться учителем

Приведем пример. На уроке в школе изучаются критерии творчества. На доске с начала урока записана новая позиция - "разнообразие категорий". Семи - восьмилетние дети не только не понимают сути вводимого критерия, но и не вполне понимают даже само слово "категория". Полное объяснение этого термина будет дано только через два урока. Это не только не помешало полноценному проведению урока, но оказалось, что именно этот критерий, хотя и самый трудный из всех, больше всего врезался в память детям и при требовании перечислить критерии творчества, именно с него они теперь и начинают.

Полезными для развития одаренного ребенка могут быть и значительные объемы работы, с которыми ученик может справиться лишь при особом напряжении всех его сил. Иногда это может быть не просто большой объем работы, а чрезвычайно трудная работа, которая требует от одаренного ребенка предельных усилий. Какому именно ученику и как часто предлагать такую работу зависит от индивидуальности каждого ученика, степени его продвижения по методу развивающего дискомфорта.

Следует особо подчеркнуть, что случаи, требующие от ребенка предельного напряжения его сил, должны проходить при регулярном и целенаправленном контроле и поддержке психолога, врача и особенно службы релаксации, необходимой в каждом учебном заведении, работающем с одаренными детьми.

3. Дозированный неуспех.

Неуспех должен в такой же мере сопровождать жизнь одаренного ребенка как и привычный ему успех. И в этом смысле можно говорить о развивающем неуспехе.

Этому способствует и определенная система в предъявлении классных и домашних заданий. Нельзя допускать, чтобы всегда и при всех обстоятельствах одаренные дети справлялись с заданиями полностью. В этих случаях можно говорить об отсутствии развивающего эффекта таких заданий. Достаточно регулярно /частота определяется предметом, личностью и способностями отдельного ученика/ одаренный ребенок получает задание, в той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Только в таком случае ребенок ощущает необходимость саморазвития, возникает противоречие, хорошо, если даже временами и дискомфортное, между его мотивацией и реально достигнутыми возможностями, и только в таком случае появляется стимул для развития.

Дозированный неуспех может носить и социальный характер, когда конфликты общения не только не смягчаются заботливыми взрослыми, но на них акцентируется внимание. В этом случае неуспех проявляется в форме так называемого микрокризиса,

4. Развивающий микрокризис представляет в той или иной мере основу метода развивающего дискомфорта. В сущности, это понятие, будучи, с одной стороны, отдельным приемом работы по методу развивающего дискомфорта, является, с другой стороны, проявлением любого сколько-нибудь выраженного негативного состояния и в этом смысле является сутью любого приема, осуществляемого в рамках метода "развивающего дискомфорта".

Сама этимология этого слова уже несет в себе ключ к пониманию разных сторон этого явления.

Слово "кризис" происходит от греческого krisis и имеет два основных значения:

1. Тягостное состояние, имеющее острый или затяжной характер.

2. Перелом, переход, т.е. кризис в узком значении этого слова. Оба значения этого слова представляют собой как бы разные стадии микрокризиса, начальную и центральную. Использование стихийного и провокация педагогически подготовленного микрокризиса являются одним из основных приемов предлагаемого метода развивающего дискомфорта. Две характеристики микрокризиса являются основополагающими.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Функции классных руководителей
Для проведения внеклассной воспитательной работы с учащимися средних и старших классов из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. В последнее время, однако, в печати иногда высказывается мнение, что институт классных руководителей в школе уже устарел и не нужен, поскольку ...

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки д ...

История детской периодики и критики
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. Первым детским журна ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru