Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений » Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Страница 2

готовность принять участие в труде взрослых, протекающем на глазах ребенка: приведение в порядок групповой комнаты, уход за растениями в уголке природы - это желание ребенка воспитатель должен заметить и, поощряя его усилия, указать, что и как он может делать;

общественные мотивы труда, которые выступают у детей среднего дошкольного возраста в стремлении принести пользу окружающим.

В передовом педагогическом опыте и в научных исследованиях отмечается, что у дошкольников устанавливается непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности. Для ребенка важно видеть связь между мотивом и продуктом деятельности, связь между тем, что делать, и тем, для чего делать. Необходимо, чтобы эта связь нашла опору в жизненном опыте ребенка.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

В среднем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять элементарное планирование. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Если же деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата. При отсутствии навыков планирования ребенок становиться на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом.

Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Для этого педагог должен дать ребенку пример. Важно упражнять его в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Что тебе для этого необходимо?»

Обязательно детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, дети среднего дошкольного возраста уже могут выполнить работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса детям неизвестны, они находят решение в ходе работы - осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. Поэтому важно выяснить характер побуждений детей и при необходимости оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.

Перед детьми стоят задачи как сходные с теми, которые давались ранее с пояснениями педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт.

Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование умения планировать деятельность происходит в ежедневной работе (сервировка стола, мытье стульчиков, игрушек, стирка кукольного белья, уборка в групповой комнате). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не хаотично, а продумывали последовательность операций. Существенную помощь при этом также могут оказать картинки, изображающие последовательность операций. Детям предлагается составить маленький рассказ по картинке. При накапливании опыта планирования конкретной работы дети среднего дошкольного возраста с подобными заданиями легко справляются.

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. Труд требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Проблема оценки знаний в углубленных и коррекционных классах
Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективн ...

Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...

Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования
Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, л ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru