Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1).
Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за время проведения наших исследований наблюдалось у школьников с 6 по 7 и с 7 по 8 класс. Только за эти два года длина тела подростков увеличилась на 17 см.
Сравнивая показатели длины тела, полученные нами, с данными В.Г. Властовского, полученными им почти 20 лет назад, мы можем говорить о том, что этот показатель у современных подростков за прошедшие годы существенно не изменился.
Таблица 1 Показатели изменения длины тела у школьников 5-8 классов
Классы |
n |
Исследования автора (2003-2004 гг.) |
Данные В.Г. Властовского (1976 г.) | ||
М1 ± m |
С,% |
М2 ± m |
С,% | ||
5 |
13 |
147 ± 1,23 |
4,24 |
146 ± 0,38 |
4,11 |
6 |
11 |
149 ± 1,30 |
3,82 |
153 ± 0,46 |
4,60 |
7 |
12 |
158 ± 1,50 |
4,30 |
160 ± 0,50 |
4,63 |
8 |
18 |
166 ± 0,80 |
3,20 |
167 ± 0,47 |
3,99 |
Более того, мы не обнаружили и больших индивидуальных различий в показателях коэффициента вариации длины тела. Так, если в наших исследованиях длина тела подростков колебалась в пределах от 3,2 до 4,3%, то у В.Г. Властовского - от 3,99 до 4,63%. Отсюда видно, что в том и другом случае показатели длины тела школьников 5-8 классов ещё не имеют выраженных различий.
Вес тела школьников различного возраста за учебный год достоверно не меняется. Более того, у школьников 6 и 7 классов вес тела за время учёбы несколько уменьшился (соответственно на 0,2 и 0,7 кг), только в восьмом классе школьники прибавили в весе тела на 3,9 кг. Наиболее выраженные различия в весе тела между возрастными группами наблюдались с 6 по 7 класс (в начале года - 6,6 кг и в конце - 6,1 кг). В то же время, если разница в весе тела между школьниками 7 и 8 класса в начале года увеличилась на 3,6 кг, то в конце учебного года она составила 8,2 кг. Следовательно, по изменениям веса тела школьников 5-8 классов можно сделать вывод о том, что этот показатель физического развития изменяется наиболее существенно у 7 и 8-классников (табл. 2).
Полезная информация:
Современные модели процесса обучения: внешние и внутренние признаки
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: совм ...
Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...
Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...