Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие.
Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся к шестому веку до нашей эры.
А начало изучения памяти человека как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он один из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
В 1928г. П. Жане в работе «Происхождение памяти и понятия времени» высказал мысль о том, что первобытный человек для запоминания использовал специальные предметы или стимулы, «так завязывают узелок на платье или кладут к себе в карман маленький камушек, кусочек бумаги или лист с дерева».
Исследования процессов памяти немецкий ученый Г. Эббингауз осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе предоставляли определенный интерес, однако были применены исключительно к материалу, который не имел логической организации.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л. С. Выготским и его ближайшими учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией.
А. Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постоянного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). Рассматривая процесс развития памяти у ребенка, А. Н. Леонтьев писал: «Если перед ребенком встанет специальная цель - запомнить, то запоминание и соответственно припоминание имеют у него характер произвольного, управляемого процесса.
Если же эта цель не выделяется, заслоняется другой ., то память вновь приобретает черты непроизвольности».
Нейропсихологические исследования, проведенные А. Р. Лурией и под его руководством, позволяли описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции процессов.
Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
По А. А. Смирнову, память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных временных связей (запоминание) и на их актуализации или функционировании (в дальнейшем воспроизведение и узнавание).
А. А. Смирнов и его сотрудники занимались в советский период вопросами, связанными с влиянием интерферирующей деятельности на забывание. Было установлено, что чем ближе промежуточная между запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию деятельности запоминания, тем скорее можно вызвать забывание.
Между тем специальными исследованиями, проведенными И. А. Корсаковым в совместной работе с профессором А. М. Иваницким, было установлено, что для зрительной системы, например, время восприятия, составляет всего 175-225 миллисекунд. Очень короткий интервал времени!
Несмотря на большое число работ психологов по изучению механизмов развития и совершенствования памяти, данная проблема остаётся актуальной и в настоящее время, так как в организации процесса обучения учащихся нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности памяти школьников.
Полезная информация:
Значение школы в воспитание детей
Рассмотрев значение семьи в деле воспитания, мы пришли к выводу, что именно она занимает центральное место в воспитании ребенка. Семья играет основную роль в формировании как нравственных норм, так и мировоззрения. Эту мысль поддерживают почти все психологи и педагоги. Но уже в семилетнем возрасте ...
Анализ аккредитации образовательного учреждения МОУ СОШ № 1
Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Отсюда необходимость дальнейшего развития практик ...
Разработка критериев оценки в профессиональном обучении
Оценка – это прежде всего суждение о качестве подготовленности учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов учащихся проводится преподавателем. Мастером производственного обучения, лицом контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, ...