Третий год жизни. Характеристика возраста

Образование и воспитание » Ведущая деятельность в раннем возрасте » Третий год жизни. Характеристика возраста

Страница 3

К предметным действиям ребенок переходит от манипуляций с предметами. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно на­учиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сна­чала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овла­девают самой «техникой» его употребления.

Мать причесывает Андрея щеткой для волос. Затем дает щетку ему в руки, направляет его руку со щеткой к его волосам, и они вместе производят дей­ствия причесывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев щетку для волос, берет ее правильно за ручку, направляет к своей голове и делает не­сколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикаса­ется к волосам тыльной поверхностью щетки, и, конечно, никакого причесыва­ния не происходит. (Из наблюдений Д. Б. Эльконина.)

На втором году жизни (и, примерно, до середины третьего) дети усваивают представления об употреблении большинства окру­жающих простых предметов. Это ведет к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет ребенок стремится использовать по назначению. Разница между отношением к пред­мету в период, когда действия ребенка еще манипулятивны, и в период, когда он овладевает предметной деятельностью, хорошо видна из следующих примеров, показывающих, как дети разного возраста употребляют носовой платок.

Таня Кладет носовой платок на пол и растягивает; берет за кон­цы и надевает на голову; накрывает им деревянные грибки; всовывает его в кармашек, вынимает и всовывает в грибок; прикасается платком к разным частям лица; делает им трущие движения по лицу («вытирается»); делает им трущие движения по креслу («вытирает пыль»), (Из наблюдений Р. Я. Лехтман-Абрамович.)

Детям третьего года жизни давали носовой платок и предлагали исполь­зовать его как полотенце, салфетку и тряпку для вытирания стола. Как пра­вило, дети отказывались это делать.

Сережа. На предложение вытереть носовым платком стол отве­тил: «Нельзя быть тряпкой. Только платком мне и кукле», (Из наблюдений В. Я. Кисленко.)

Связь действия с предметом состоит также в том, что каждое известное ребенку действие он может выполнить только с тем предметом, который для этого предназначен.

Когда детям двух лет, уже умевшим пользоваться расческой и чашкой, предлагали «причесаться» палочкой или «попить» из кубика, они не могли этого сделать. Не могли они и просто показать рукой без предмета, как причесываются и пьют.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой). Такое «от­деление» действия от предмета — обязательная предпосылка воз­никновения игры.

Техника предметных действий.

Усвоение техники выполнения предметных действий — трудный и длительный процесс. В ран­нем возрасте ребенок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, на­девание некоторых простых частей одежды, разборка и склады­вание пирамидки из 4—5 колец и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Семейное и общественное воспитание
Современная культура создаёт обширный круг лиц, не умеющих воспитывать своих детей в семье, например, такие люди как фабричные рабочие. Они уходят на работу каждый день и взывают к обществу о помощи в воспитании, так как часто им бывает некого оставить на воспитании своих детей. В таком же положени ...

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...

Принцип прочности
Означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность дан ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru