Что же скрывается за всеми этими словами – «младенчество», «детство», «подростковый период»? Что общего и различного в подходах к классификации периодов человеческой жизни? Попытаемся разобраться в этой проблеме.
Возрастная периодизация - это важная проблема современной детской психологии и педагогики. Вопросам возрастной периодизации уделялось большое внимания со времен Аристотеля. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей.
Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.
Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет - растительное; вторая – от 7 до 14 лет - живое и третья – от 14 до 21 года - разумное. В основе периодизации лежит состояние души.
Ян Амос Коменский – «отец педагогики», выделял следующие этапы жизни, взяв за основу вид и форму обучения:
1 этап: Материнская школа 0-6
2 этап: Начальная школа 6-12
3 этап: Обучение в гимназии 13-18 лет
4 этап: завершение обучения.
По астрологической периодизации:
0-1– возраст петуха
1-3- возраст обезьяны
3-7 - возраст козы
7-12- возраст лошади
12-17 – возраст быка, кола, буйвола
17-24 возраст крысы, мыши
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
от рождения до 1 года {младенчество, или орально-сенсорная стадия),
от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),
от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная
стадия),
от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),
от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
раннее детство – от 3 до 6 лет,
детство – от 6 до 12 лет,
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,
молодость – от 18 до 40 лет.
Наиболее общепринятой и распространенной является периодизация Эльконина Даниила Борисовича, в основе которой учение Льва Семеновича Выготского о теории стабильного возраста. Согласно этой периодизации:
Младенчество 0-1
Преддошкольный (ранний возраст) 1-3
Дошкольный 3-6
- младший дошкольный возраст 3-4
- средний дошкольный возраст 4-5
- старший дошкольный возраст 5-6
Младший школьный возраст 6-10
Средний школьный возраст 10-15
Старший школьный возраст 15-18
Подробнее с особенностями детей раннего, младшего школьного, подросткового возраста можно ознакомится в Приложении
Несмотря на то, что в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.
Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги: Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Левитов, П.П. Блонский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин.
Полезная информация:
Проблемы формирования коллектива класса
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованн ...
Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с
задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающий в анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческого воображения у воспитанников. Целью развивающего экспер ...
Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в
развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный. Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем ...