Из вышесказанного видно, что начинать освоение темы целесообразно на уроках изучения нового материала (по классификации уроков на основе главной дидактической цели), это первый тип занятий.
На второй этап отводится наибольшая часть времени для изучения темы. В начале данного этапа необходимо поддержать интерес учащихся к изучению нового материала, усилить мотивацию учебной деятельности. В середине этапа большое место должно быть отведено закреплению изученного материала, отработке умений и навыков.
Типы уроков, характерные для данного этапа, различны. Если в начале второго этапа изучения темы предпочтение обычно отдается урокам изучения нового материала, то в середине этапа могут применяться комбинированные уроки, а заканчивать его целесообразнее уроками совершенствования знаний, умений и, навыков. Сюда могут быть отнесены уроки, на которых полученные знания имеют репродуктивное или творческое применение: уроки закрепления и применения знаний, практические занятия, экскурсии и т.д.
Заключительный, третий, этап изучения темы призван углубить полученные знания; ввести их в систему ранее полученных знаний. Очень важно на этом этапе развивать у учащихся способность обобщать изученный материал. Поэтому на третьем этапе целесообразно применять уроки контрольного характера.
Результатом тематического планирования является план. Тематические планы могут быть краткими, развернутыми, иллюстрированными и пр. Разработанные краткий и развернутый календарно-тематические планы по предмету «Графика» представлены в приложениях 2 и 3 соответственно.
Для облегчения и регламентации организационной работы
преподавателя к каждому теоретическому занятию разрабатывается план его проведения. Этот документ, предназначенный для личного пользования, подготавливает преподаватель, ведущий дисциплину.
Исходными документами для планирования теоретического занятия являются календарно-тематический план и программа предмета. Из календарно-тематического плана берутся названия занятий, а из программы предмета - содержание, которое нужно освоить на этих занятиях.
При планировании теоретического занятия разрабатываются вопросы организации деятельности учащихся, преподавателя и среды, в которой будет происходить обучение. В зависимости от его детализации он может иметь сокращенный и развернутый вид.
Развернутый план теоретического занятия включает:
-номер занятия в соответствии с календарно-тематическим планом и дату его проведения;
-тему занятия в соответствии с календарно-тематическим планом (тема должна быть лаконично и емко сформулирована);
форму организации теоретического занятия (в соответствии с календарно-тематическим планом: урок, семинар, лекция, экскурсия, и т.д.);
тип урока (в случае, если занятие проводится в форме урока: изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации; контроля и коррекции знаний; комбинированного и других типов, которые выбираются по любой классификации);
-цели (обучения, воспитания, развития на занятии) и пути (направления, способы) их достижения.
Обучающая цель показывает, какой степени овладения учебным материалом должны достигнуть учащиеся в конце занятия, в каких действиях это должно выразиться.
Воспитательная цель раскрывает направления воспитательных воздействий на учащихся по формированию социально-значимых качеств личности (экономических, экологических, правовых, нравственных и т.д.) и пути их осуществления на занятии. Направления воспитания выбираются, исходя из особенностей содержания предмета.
Развивающая цель определяет основные направления совершенствования психофизиологических качеств обучаемых (мышления, памяти, восприятия, психомоторики и т.д.) и пути их реализации на занятии. Направления развития выбираются также, как и направления воспитания, исходя из особенностей содержания предмета и технологии его освоения.
В ходе занятия делается ориентировочное распределение времени по элементам занятия, намечаются основные методы и приемы обучения, планируется содержание каждого элемента.
Основные требования к разработке плана занятия: план занятия должен быть реальным; деятельность планируется по всем элементам занятия; план должен быть в форме, легко используемой любым преподавателем, а не только разработчиком; формы учебной деятельности на разных этапах занятия должны быть различными и подбираться, исходя из психолого-педагогических закономерностей усвоения.
Полезная информация:
Двигательная активность и школьная зрелость детей дошкольного возраста
Экспериментальный материал, об изменении двигательной активности детей дошкольного возраста в течение года, зарегистрированные в ходе наших исследований, составляет в среднем 18-20 тысяч шагов в сутки. Высокие величины двигательной активности, равные 21,8±4,0 тыс. шагов зафиксированы в апреле у мал ...
Теоретические
основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении
москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира
Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний. На уроках окружающего мира развитие исследователь ...
Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...